Сейчас усадьба помещика Скребицкого в посёлке Тереньга выглядит далеко не так величественно, как в былые времена. Выбитые окна, слетающие с петель двери, ветер, завывающий в отдалённых уголках дома… Впечатление жуткое. Заходя в это здание, первое, о чём думаешь – это фильмы ужасов, снятые по мотивам рассказов о проклятых домах, убивающих своих гостей. И, как выяснилось, эти мысли возникают в помещичьей усадьбе совсем не зря…
Много плохого местные жители рассказывают о заброшенной усадьбе, которую тут уже давно считают местом гиблым, дурным, неприветливым. Уже не одно поколение здесь из уст в уста передаются страшные рассказы о десятках крепостных крестьян, замученных в подвальных пыточных камерах старой усадьбы, и о страшных смертях, что приняли бедолаги.
Но в то же время одиноким дом не стоит. Почему? Да всё просто: уже не первое десятилетие лет люди ищут в подвалах старого здания клад, который, по легенде, был спрятан тут богатым помещиком и до сих пор так и не найден. Якобы откопали искатели лишь малую толику тех богатств, да и то случайно…
Суровый барин
В середине 19 века, при крепостном праве, тайный советник, штатский генерал-лейтенант Александр Никифорова Скребицкий выгодно выделялся среди дворянства нашего края. По чину и богатству мало кто в губернии мог тягаться с этим внушительным персонажем, который со временем оставил службу и осел в Тереньге. Местные завистники-помещики даже прозвали его в шутку «Владыкой Тереньгульским».
А вот крепостным помещика было вовсе не до смеха. Барин славился на весь край не только богатством, но и своим суровым нравом. Любимым его занятием было наблюдение за крестьянами. У него в усадьбе даже был специальный балкончик, на котором хозяин установил подзорную трубу и следил за своим народом. И, не дай бог, он оставался результатами этих наблюдений недоволен! Стоило вооружённому взгляду помещика просечь непорядок – пахаря, считающего ворон, мужика «под мухой», мальчишек за воровством груш, бабью брань – расправа не заставляла себя долго ждать. Тут же в ход шли розги и плети. Притом, если другие помещики наказывали крестьян на конюшнях, то Скребицкий не поленился обустроить для экзекуций специальное помещение. В подвале своего дома он оборудовал, ни много ни мало, пыточные камеры. И если провинившегося крестьянина просто отстегали до крови – тот считал, что ему повезло. Так как были там и такие страшные пыточные приспособления, с которых бедные простолюдины далеко не всегда уходили живыми.
Слухи о подвалах Скребицкого ходили по всему району, и многие помещики пугали этими рассказами своих крепостных. Ведь для крестьян не было ничего страшнее угрозы быть проданными «Владыке Тереньгуль-скому», который любил поговаривать: «У меня так: плутуй, воруй, да концы хорони, а попался – не пеняй!». Поговаривали, что не один человек отдал Богу душу в его страшных подвалах. Правда, прямых доказательств тому нет. Многие погибшие крестьяне значились как «угоревшие в бане», а то, что они при этом были страшно избиты – так это не к помещику претензии. Может, между собой что не поделили…
Причём в остальном помещик старался о крепостных заботиться и создавал им все условия, относился к ним покровительственно, по-отцовски. Правда, лишь до первого их «залёта».
Запоротый насмерть
Со временем усадьба перешла к сыну Скребицкого, Константину, по указу которого зимой 1859 года в тех же самых подвалах насмерть запороли мужика, попавшегося на пьянстве и воровстве. Но здесь, видимо, терпение у крестьян лопнуло, и они анонимным письмом известили о произошедшем судебные власти. Началось следствие. И здесь уже завистники, которым богатые «выскочки» Скребицкие поперек горла были, отыгрались. Следствие велось очень жёстко. Видимо, по этой причине, не вынеся постоянных допросов, в июне I860 года Константин Скребицкий заболел горячкой и скончался. Ему тогда было едва за тридцать. Умер молодой помещик в Симбирске,- и то, как крепостные везли домой гроб с его телом, стало просто притчей во языцех. Говорят, что крестьяне, везя домовину в Тереньгу, с радости страшно напились в первом же трактире, и до самого села пели непристойные песни и танцевали прямо на телеге, на которой стоял гроб с телом Константина.
Сам же Скребицкий-старший умер спустя четыре года после кончины своего сына. Что самое интересное, после его смерти на счетах помещика денег обнаружено не было, и народ стал поговаривать, что тот спрятал свои богатства в подвале своего же дома. Но что удивило людей больше всего – они не смогли найти не то что золото, а даже просто вход в подземелье. И посему выходило, что либо он изначально был сделан потайным, либо помещик замуровал его незадолго до своей кончины.
Наследница
Первое время многие думали, что Скребицкий унёс тайну своего золота с собой в могилу. Однако со временем люди поняли, что наследница помещика Екатерина Перси-Френч в курсе того, где находится тайный вход в подвал.
Она, кстати, сама по себе была женщиной очень состоятельной. Дальняя родственница Скребицкого была из богатого рода Киндяковых и, помимо их земель, владела поместьем в Ирландии. А тут ей ещё и наследство от «Владыки Тереньгульского» досталось.
– Екатерина была очень деловой женщиной, и пусть она в Тереньге появлялась от силы раз или два в год, поместье всегда содержалось в идеальном порядке, и она очень много сделала для людей, здесь живущих, – рассказывает учительница местной школы Роза Ахметовна Ольгова. – Много денег жертвовала «красному кресту» и заботилась о крестьянах. Вывела новую породу овец и знала рецепт потрясающего варенья из крыжовника, которым и славилась на всю округу. Сейчас мы по праву гордимся тем, что на наших землях жил такой человек. И поговаривают, что она действительно нашла вход в подземелье – либо сама, случайно, либо Скребицкий перед смертью открыл ей свою тайну.
Дело в том, что в усадьбе помещика был не просто подвал, а сложная система подземных ходов: один лаз выходил в церковь, другой – на берег реки Тереньгулки, а третий – ещё куда-то. Так вот, наблюдая за Екатериной, люди понимали, что она этими подземными ходами пользуется. Причём сначала народ стал поговаривать о том, что женщина – чуть ли не ведьма. Крепостных крестьян пугал тот факт, что она нередко появлялась, словно из ниоткуда. Ходили даже слухи, что её видели одновременно в разных местах. Но со временем люди поняли, что помещица просто перемещается по подземным ходам Скребицкого, которому они нужны были для того, чтобы иметь возможность застать крестьян врасплох. Сам факт, что Екатерина знала, где вход в подвал, уже говорил о том, что она вместе с усадьбой получила в наследство и все её секреты. И, скорее всего, была в курсе того, где спрятано золото Скребицких.
Как бы там ни было, в 1920 году Екатерина Перси-Френч навсегда покинула Россию. Притом перед тем, как отправиться в Ирландию, помещица в Тереньгу не заезжала и, следовательно, сокровища Скребицкого не вывозила.
– Именно поэтому многие и по сей день говорят о том, что эти несметные богатства спрятаны где-то в подвалах в районе старой усадьбы, – продолжает Роза Ахметовна. – Но в то же время хотелось бы подчеркнуть, что все эти рассказы – легенда, если хотите, предание. Ни один краевед точно не сможет сказать, действительно ли там спрятано золото. Доказательств данному факту нет. Но и оспорить его со стопроцентной вероятностью нельзя. Тем более что часть этих сокровищ всё же была найдена…
Золото «чужого дома»
Мы уже говорили о том, что один из подземных ходов усадьбы Скребицких вёл к церкви. И когда коммунисты разрушали храм, то экскаваторщик, задев одну из стен, видимо, повредил часть подземного хода от усадьбы и помещичью захоронку. Потому что, стоило стене рухнуть, как оголился подвальный лаз, а среди кирпичей засияли монеты.
– По рассказам наших старожилов, монеты тогда быстро растащили, а сам экскаваторщик, говорят, целый месяц гулял беспробудно, отмечая удачу, – вспоминает учительница. – У нас, в Тереньге, до сих пор у многих эти монетки припрятаны. Тогда ведь на развалинах церкви почти всё село золото и серебро искало. Да и я, когда сюда только-только приехала, часто сталкивалась с тем, что мне эти монеты предлагали купить, но я отказывалась – не понимала тогда их ценности.
Тем не менее, люди убедились, что легенда про помещичий клад -это не просто сказки. И с тех самых пор народ активно ищет тот подземный лаз.
– Многие у нас по усадьбе бродили, всё вход в подземелье искали, да только до сих пор никто не нашел его, – говорит педагог.
Кстати, пусть люди и ищут золото в старом барском доме, но в то же время многие стараются держаться от усадьбы подальше. Говорят, что это здание чужаков не любит…
– Там много что сделать пытались с советских времён, но ни одно учреждение не прижилось, – продолжает Роза Ахметовна. – Люди говорят, что не могут там спокойно находиться – якобы само место на них сильно давит. И ладно взрослые – они знают, сколько людей там загублено было. Но даже дети, которые не в курсе мрачных страниц истории барской усадьбы, и то туда идти не хотят. В ней же одно время пытались спортивную базу оборудовать, так ребята жаловаться стали, что плохо им там становится. А одна девочка и вовсе сказала, что чувствует себя там, как в чужом доме, и что-то словно не пускает её туда, прогоняет…
И, пожалуй, это самое правильное и ёмкое объяснение эмоций, которые настегают человека, когда он переступает порог этого «чужого дома». Корреспонденты «Молодёжки» испытали эту необъяснимую тревогу на собственном опыте. Ощущения были не такие, когда ходишь по зданию, которое никому не принадлежит, а будто в чужую квартиру влез, куда в любой момент владелец вернуться может…
И если барская усадьба встречает так каждого, кто туда входит, то мы готовы поклясться, что спрятанное золото там никому не найти. Этот дом своих тайн не выдаст. Чувствуется, что он, словно верная собака, и по сей день отгоняет незваных гостей, охраняя спрятанные сокровища, и ждёт, когда же вернётся его хозяин…
Ермил ЗАДОРИН и Валерия КАЗАКОВА