У меня, как и в прошлом году, двойственное отношение к состоявшемуся в конце сентября международному форуму «Культура и развитие». С одной стороны, на целую неделю в городе произошел культурный всплеск, пошла приятная «движуха», интересные события.

Деловая часть форума на время сконцентрировала в одном месте отраслевой интеллект, и за эти дни, уверен, слово «культура» произносилось так часто, что этого масла хватит, чтобы размазать его на год вперед. Но тут важны глубина анализа и, главное, искренность. Потому что когда председатель Совфеда Валентина Матвиенко приезжает, чтобы прочитать три странички доклада, пересыпанных словами «мораль», «духовность» и «нравственность», ей хочется крикнуть: «Не верю!» – и напомнить, какими аморальными путями, через какие скандальные выборы в двух питерских муниципалитетах ее затащили в Совет Федерации.

Чиновники говорят, что культура – сама жизнь, что это чуть ли не национальная идея, но до 2020 года на эту идею собираются выделять не больше 0,6 процента ВВП, и, судя по опережающему росту расходов на оборону и безопасность, национальная идея у власти находится в другом месте, а именно – в обеспечении своей несменяемости. Как было сказано в ходе одной дискуссии, Минфин зарубил все статьи в проект закона о культуре, связанный с госфинансированием отрасли. Культурный и образованный человек власти, похоже, не нужен, потому что он начинает думать, анализировать, задавать неудобные вопросы и – о ужас!

– ходить на митинги. И здесь уже можно говорить о так называемой духовной безопасности. Чиновники и провластные публицисты трактуют ее в парадигме «самодержавиеправославие-народность», то есть для них культурный человек – это не свободный человек, а зависимый от власти национал-патриот, желательно, православный. Поэтому когда они дорываются до культуры, то только затем, чтобы что-то запретить, пресечь, зарегламентировать.

На самом деле опасность в другом. Как сказал министр культуры РФ Владимир Мединский, пьяный за рулем, который сбил в Москве семь человек, включая пятерых детей, ехал явно не из филармонии.

Почему-то кажется, что этот преступник за рулем, когда трезвый – тоже за «великую Россию», против «америкосов» и считает себя верующим. Так что патриотизм и церковь не тождественны национальной культуре. «Все упирается в человеческую жизнь», – сказал министр, и здесь с ним не поспоришь. Таким образом, мы приходим к широкому толкованию культуры, включающей и политическую, и правовую, и всякую иную культуру, в которую входит право на жизнь и творческое развитие. «Начните с себя, – хочется сказать этим господам, – перестаньте брать откаты, вернитесь к честным выборам, да хотя бы начните говорить на нормальном русском языке, а не на чиновничьем арго, выучите, наконец, что надо говорить «квартАл», а не «квАртал», «мОщностей», а не «мощностЕй».

«Очень знаковое мероприятие», – говорит о форуме поэт и «посол доброй воли» Александра Очирова, и я понимаю, что не хочу читать ее стихи. Кстати, лекция писателя Мариэтты Чудаковой как раз и была посвящена злоключениям русского языка в нашем веке. По ее словам, русский язык – главная национальная скрепа, которую мы теряем.

Из 19 опрошенных студентов финансового института в Барнауле ни один не знал значения слов «невежа» и «невежда». Чудакова намеревалась выступить в защиту языка на пленарном заседании, но ктото этого не захотел, говорит она. Неудивительно, ведь Чудакова не раз замечена в симпатиях к либеральной оппозиции и только что издала биографическую книжку, посвященную Егору Гайдару.

«Круглые столы» и доклады на форуме шли параллельно, поэтому приходилось выбирать, куда идти. Как и в прошлом году, были интересные встречи, с глубоким экспертным анализом и неформальным обменом мнений, а были и такие, что больше напоминали отчет чиновников друг перед другом о проделанной работе. За культурную программу организаторов стоит похвалить, хотя известно, что кое-какие вещи приходилось через дирекцию форума продавливать, достижения сопровождались организационными проколами. Отмечу великолепную выставку французских фотографов, которой, однако, не нашлось достойного места для экспозиции. Восхитительным был концерт молодежного симфонического оркестра Поволжья, подготовленный за неделю репетиций, но для него не удосужились отпечатать программку хоть на самой дешевой бумаге. Превосходный фанк играла московская группа «Saltpeanutz», но – в «нераскрученном» зале засвияжской ДШИ №3 и без вложений в рекламу, отчего билетов было продано мало, а на пригласительные поскупились. На концерт Новосибирского театра оперы и балета стоило сходить ради одноактного балета «Шепот в темноте», лауреата «Золотой маски», настолько необычна эта современная хореография под завораживающую музыку Филипа Гласса.

Не обошлось и без политкорректной показухи. Именно так я рассматриваю присуждение Пластовской премии Зурабу Церетели, чей художнический стиль, да и публичный образ, настолько далек от стиля мастера из Прислонихи, что его никак не назовешь последователем пластовской традиции. Миллион рублей для Церетели воспринимается как алаверды за его памятник Столыпину, который тот подарил городу. Для менее известного, но талантливого художника эти деньги были бы гораздо большим подспорьем в творчестве. Поэтому жест Церетели, передавшего полученную премию детской художественной школе, был единственно правильным и поэтому вызывающим уважение.

На мой взгляд, организаторы перенасытили программу форума: здесь и совещание работников литературных музеев, и всероссийское совещание по градостроительству, и экспериментальная лаборатория для режиссеров театра кукол по проекту «Открытые двери», параллельно шел авторский семинар известного педагога Шалвы Амонашвили в рамках образовательного форума, и много еще чего запихнули на конец сентября, чего хватило бы для насыщенной культурной жизни на два месяца вперед. Но за возможность послушать умных людей и сходить на интересные спектакли – спасибо.

Пока не ясно, куда нас продвинет культурный форум и каких ощутимых результатов стоит от него ждать, кроме прояснения позиций и прочищения понятийного аппарата.

Пока, как я понял, в сухом остатке – данное Мединским обещание выделить 150 млн рублей на ремонт Ленинского мемориала. Осыпающиеся каменные парапеты вокруг него с прошлого года маскирует клеенка «под мрамор».

Сергей Гогин