Остановки общественного транспорта должны располагаться не ближе 25 метров от перекрестков, в салоне автобуса и трамвая должно быть чисто и не скользко, а водитель обязан быть вежливым и не курить. Эти и другие требования прописаны в утвержденном на днях региональным правительством «Стандарте качества организации транспортного обслуживания населения на территории Ульяновской области».

В достаточно объемном документе, разработанном министерством промышленности и транспорта области, прописаны требования к качеству транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения, а конкретно – к транспортным средствам, водителю и кондуктору, остановкам и так далее.

В частности, доля населенных пунктов Ульяновской области, охваченных транспортным обслуживанием, должна быть не менее 95 процентов. Общественный транспорт при этом должен быть доступен практически всем ульяновцам (не менее чем 99 процентам). Учитывая нынешнее положение дел, когда целые села и деревни отрезаны от внешнего мира, показатели выглядят фантастическими. Как говорится в «Стандарте», перевозчик обязан ежегодно обновлять автобусы («не менее 15 процентов от общего числа транспортных средств, работающих на маршруте регулярных перевозок») и четко соблюдать расписание движения: отклонение от расписания (как в большую, так и в меньшую стороны) на городских маршрутах не должно превышать двух минут, на пригородных – трех минут, на междугородных – пяти минут при наличии нормальных условий на улично-дорожной сети (отсутствие заторов, аварий, перекрытий, городских мероприятий и других). Не менее чем за десять дней до открытия или закрытия того или иного маршрута, изменения схемы движения владелец маршрута должен размещать соответствующие объявления на начальных, конечных и промежуточных остановках для сведения пассажиров.

О запрете использования «Газелей» в качестве маршруток, уже введенном во многих российских городах, речи пока не идет – нижегородские микроавтобусы по-прежнему составляют основу автопарка ульяновского общественного автотранспорта. Поэтому для перевозки пассажиров разрешается использовать любые транспортные средства отечественного и зарубежного производства, зарегистрированные в установленном порядке в ГИБДД и соответствующие требованиям ГОСТа, правилам и руководствам по их технической эксплуатации. При этом в «Стандарте» расплывчато говорится о необходимости «обеспечивать работоспособность систем, поддерживающих необходимую температуру, состав воздуха и уровень шума в кабине водителя и пассажирском салоне». Машина может быть обклеена наружной рекламой, если она не создает угрозу безопасности дорожного движения. А вот «транслирование по громкой связи в салоне посторонней информации», чем часто грешат трамвайщики, не допускается.

Требования к внутреннему оборудованию транспортных средств прописаны, судя по всему, на основании наиболее распространенных жалоб пассажиров: «стойки, поручни и кресла для сидения должны быть устойчиво прикреплены к полу; не допускается раскачивания, расшатывания стоек, поручней и кресел», «в салоне должны отсутствовать течи с потолка и уплотнителей окон; на полу не допускается наличие щелей, не предусмотренных конструкцией транспортного средства», «поверхность пола не должна быть скользкой», «салон должен быть чистым и освещенным, в нем не должны находиться посторонние предметы», и даже «запасное колесо должно размещаться на предусмотренном конструкцией транспортного средства месте».

Персонал, обслуживающий пассажиров, «должен проявлять максимальную вежливость и внимание по отношению к пассажирам». Кондуктор транспортного средства при этом должен не только продавать билеты пассажирам, но и «содействовать пожилым гражданам, инвалидам и пассажирам с маленькими детьми при их посадке в транспортное средство, в предоставлении места для сидения и высадке из транспортного средства». Он же обязан «заблаговременно сообщать об очередной остановке с указанием ее названия (допускается использование технических средств оповещения)». В то же время водитель вовсе не должен вступать в разговор с пассажирами. Ему также «запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без помощи рук» и курить в салоне. Шоферу во время движения по маршруту предписывается «избегать резких маневров, плавно трогаться с места и так же плавно тормозить, увеличивать и замедлять скорость движения транспортного средства постепенно, не делать крутых поворотов».

При температуре наружного воздуха ниже плюс десяти градусов отопительное оборудование, расположенное в салоне транспортного средства, должно находиться в рабочем состоянии и быть включено, форточки и люки – закрыты. При этом в салоне должно отсутствовать задымление, выраженный запах гари, бензина. В темное время суток салон надо освещать.

Отдельно прописаны требования к остановкам. К примеру, судя по условиям, по которым остановки должны располагаться на расстоянии не менее 25 метров от ближайшего перекрестка (для того, чтобы не создавать помех движению транспорта), с нарушениями сейчас установлена чуть ли не половина из них. Остановочные пункты, от которых осуществляется отправление более ста человек в сутки, должны быть оборудованы защитой от дождя и снега и табличками с указанием наименования остановки и расписанием движения (интервалами движения) транспорта, проходящего через нее.

Основываясь на новом «Стандарте», в областном минтрансе грозятся проводить «контрольные мероприятия» работы перевозчиков не реже одного раза в месяц. Все нарушения будут заноситься в акт, который может послужить основанием для расторжения договора, говорится в документе.

Вадим Пилюков