Когда человека вспоминают спустя годы после его смерти, это многого стоит. Память об учителе географии Сергее Емельяновиче Бирюкове хранят не только родные.

На встречу в Краеведческом музее, посвященную 100-летию со дня его рождения, пришли коллеги и ученики. Лучшая оценка учителю!

Сергей Емельянович родом из Нижнего Новгорода. В Ульяновске жил и работал с 1943 года.

Сначала в первой и второй женских гимназиях, затем – в школах № 3, 7 и 31. Уже в те годы мужчина-педагог был редкостью. А интеллигентный Сергей Емельянович обращал на себя внимание еще и необыкновенной аккуратностью: всегда в костюме и при галстуке, гладко выбрит, с портфелем в руке. Этот портфель казался ученикам начальной школы хранилищем чудес, рассказала его бывшая ученица, сотрудница Областной детской библиотеки Татьяна Алисевич. Девчонки и мальчишки с нетерпением ждали перехода в пятый класс, когда перед ними откроются секреты бирюковского портфеля, а на доске развернутся географические атласы.

Сергей Емельянович был убежден, что проводить уроки географии только в классе нельзя. И водил ребят на экскурсии и в походы. К слову, и в походах он был элегантен: туфли, шляпа, плащ и никаких спортивных костюмов или свитеров.

Алисевич вспоминает, что для пятиклассников, не видавших ни моря, ни других городов, не выезжавших за город, поездка на трамвае до парка Победы, а затем прогулка по полям, лугам и оврагам становились путешествием в неведомый мир. Найденные во время тех походов камешки дети хранили, словно настоящие сокровища. Бирюков не только любил, но и уважал детей, и ему нравилось их удивлять. Однажды принес на урок бутылку с водой… из Тихого океана. Он предложил ребятам попробовать, какова она на вкус, и когда взялся за крышку, класс замер, словно из бутылки мог появиться джинн.

Ребят постарше учитель с удивительно добрым, слегка насмешливым взглядом вывозил в Поливно, Ундоры, Болгары. В такие походы ходили дочери заслуженного учителя РФ Натальи Владимировны Володиной: обеих он влюбил в свой предмет, и девочки мечтали стать учителями географии. А сама Наталья Владимировна и училась у Бирюкова, и работала вместе с ним в школе № 31. Она была дружна с Сергеем Емельяновичем и его женой и навсегда запомнила, как впервые пришла к Бирюковым в гости. Хозяин, встретивший коллегу у двери, заявил, что можно войти только после экзамена, и предложил «опознать» минерал. Это был малахит.

В коллекции Бирюкова хранилось много сокровищ: их он находил в походах с учениками, их привозили со всего света бывшие ученики. Кораллы, раковины, гипсы, камни, конкреции, рога животных, аммониты, белемниты, марганцевая руда и не откуда-нибудь, а из самой Мариинской впадины, золотоносная руда из прииска на Дальнем Востоке… В одном из походов он обнаружил останки ихтиозавра неизвестного ранее вида. Вместе с директором Ундоровского палеонтологического музея Владимиром Ефимовым Бирюков описал его, и вид вошел в науку под наименованием «Симбирский ящер Бирюкова». Его череп находится в постоянной экспозиции Краеведческого музея, и экскурсоводы каждый раз говорят, что обнаружил его ульяновский учитель географии.

В 1969 году Сергей Емельянович создал в школе №31 единственный в Ульяновске музей природы, за которым «присматривал» не только в годы работы в школе, но и в течение 20 лет после выхода на пенсию. Музей нельзя было оставить без смотрителя, а человека, более увлеченного своей работой, в городе не было. Но численность школьников с годами росла, помещение музея стало проходным, и все экспонаты передали в Краеведческий музей. Туда же Бирюков решил «пристроить» и личную коллекцию.

Участник геологического клуба «Плутония», существовавшего при Дворце пионеров, Владимир Кривошеев рассказал, что именно от Сергея Емельяновича узнал о том, что в районе Ундор проходила засечная черта, что сотни лет назад в Поволжье существовало булгарское государство, благодаря ему впервые увидел черепки – куски глиняных сосудов – и многое другое.

– Впервые я увидел Сергея Емельяновича на олимпиаде, рассказал Кривошеев. – Мы с другом подготовили доклад о полезных ископаемых Ульяновской области. Я очень волновался, а он меня успокаивал, размеренным тоном задавал наводящие вопросы, и его поддержка мне очень помогла, мы заняли второе место.

В то время Бирюкову было уже за 60, и он по состоянию здоровья не мог ходить в походы. Зато уже тогда он был для увлеченных мальчишек настоящей легендой, и они с нетерпением ждали каждой его лекции.

Педагог, краевед, естествоиспытатель и просто очень хороший человек – говорят о нем его ученики и коллеги. А у него был еще и неплохой слог, и он часто публиковал в местных газетах свои эссе о походках, находках и, конечно, любимых учениках.

Анна Михайлова