Правительство Ульяновской области, основной акционер ОАО «ПАТП-1», приступило к созданию обособленного подразделения, которое будет заниматься исключительно городскими пассажирскими перевозками. Таким образом региональное руководство стремится частично переложить бремя содержания убыточного предприятия на плечи муниципалитета. Тем временем в горадминистрации заявляют, что дополнительных средств в местном бюджете нет.
Город и область поделить единственное оставшееся в Ульяновске государственное автотранспортное предприятие не могут уже на протяжении нескольких лет. Долгое время единственным акционером ОАО «ПАТП-1» являлось областное правительство, но, помимо междугородних перевозок, оно обслуживает и 17 внутригородских маршрутов, направляя на это свои основные усилия и ресурсы. Из-за того, что у города не было своей доли в уставном капитале, мэрия не имела законных оснований оказывать ПАТП-1 финансовую поддержку. В 2010 году по инициативе губернатора Сергея Морозова мэрия выкупила 30-процентную долю предприятия через покупку 11 новых автобусов «ЛиАЗ» и обязалась регулярно оказывать ему поддержку.
Тем не менее в начале нынешнего года ситуация на ПАТП-1 была близка к критической: предприятие накопило долги – около 50 миллионов рублей, а водители и кондукторы отказывались выходить на линию до погашения двухмесячной задолженности по зарплате. Тогда, чтобы затушить пожар, потребовалось личное вмешательство Сергея Морозова. На встрече губернатора с коллективом было определено, что без бюджетной помощи ПАТП-1 выправить свое финансовое положение не сможет. Однако по вопросу, кто, сколько и за что должен помогать предприятию, между региональным министром промышленности и транспорта Андреем Тюриным и главой Ульяновска Мариной Беспаловой возник спор. Областной министр заявил, что ПАТП-1 ежемесячно нужно перечислять не менее семи миллионов рублей (3,5 миллиона рублей – по лизинговым платежам за приобретенные в предыдущие годы автобусы и еще столько же – в качестве компенсации выпадающих доходов). В ответ Беспалова рассказала, что на поддержку ПАТП-1 в городском бюджете на весь год заложено всего 30 миллионов рублей. Но даже этих денег предприятие не получит, пока на нем не будет наведен финансовый порядок, а также налажен учет объемов перевозок отдельно по городским, пригородным и областным маршрутам.
Счетная палата и впрямь выявила тогда грубые финансовые нарушения на предприятии. В частности, работающие на территории ПАТП-1 частные компании почему-то не вносили арендные платежи, и никто на это не хотел обращать внимания. Установлено, что предприятие, находясь в нестабильном экономическом положении, раздавало кредиты непонятным конторам и потом еще их не спрашивало. Созданная при ПАТП-1 станция техобслуживания автомобилей почему-то оказалась в частных руках, хотя могла бы приносить прибыль. Выяснилось также, что, получая новые автобусы, финансовая служба ПАТП-1 тут же закладывала по шесть миллионов рублей на их ремонт. Наконец, руководитель ПАТП-1 установил себе ежемесячную выплату в 100 тысяч рублей. В это же время кондукторы и водители получали в десять раз меньше, однако при расчете размера средней зарплаты по предприятию получались вполне приличные 14-15 тысяч рублей.
В какой форме будет создано городское пассажирское автопредприятие – в форме обособленного подразделения ОАО «ПАТП-1» или отдельной структуры – пока неизвестно. Говоря о реорганизации ПАТП-1 на одном из совещаний, Сергей Морозов лишь отметил, что это необходимо сделать, «чтобы городская администрация почувствовала свою долю ответственности за транспортное обслуживание горожан». Однако будет ли городу такая ответственность под силу, ведь за счет скудного муниципального бюджета ему придется не просто содержать фактически еще одно МУП, но и, видимо, выплачивать внушительные лизинговые платежи за приобретенные в предыдущие годы автобусы? Так или иначе муниципальный транспорт оказывается под очередным ударом, что вряд ли скажется положительно на качестве обслуживания горожан.
Дмитрий МИНАЕВ