Знакомьтесь: Евгений Николаевич Миллер. Главный редактор газеты «Рундшау», профессор, а в далекие пятидесятые годы двадцатого века учитель немецкого языка Топчихинской средней школы, имеет множество наград, званий и иных трудовых достижений, но больше всего гордится своим 70-летним стажем.
Семья Миллер до войны жила в городе Энгельсе Саратовской губернии. Отец до революции был инспектором народных училищ, а после революции – директором одной из школ города.
В 1937 году Евгений Миллер, средний сын семейства, пошел в первый класс. Только четыре класса и успел окончить. Началась Великая Отечественная война, и семья Миллер, как и все советские немцы, сполна испила чашу бед и унижений. Удивляюсь, как, испытав такое, молодой человек не озлобился и не потерял стремления к жизни, веру в людей? Когда семью выслали в село Кокши Грязнухинского района Алтайского края, Евгению исполнилось 12 лет. Отца сразу репрессировали, в лагере он умер в 1944 году. Вместе с отцом забрали старшего брата, который вернулся из лагеря инвалидом только в 1950 году. Последней в трудармию увели маму Евгения.
Вот так и остался совершенно один в незнакомом краю 12-летний мальчик с младшей сестрой Лилией на руках. Жили на квартире, и, пока были хоть какие-то вещи, которыми можно было расплачиваться, Евгений ходил в школу. Таким образом он все же окончил пятый класс. А потом – в колхоз разнорабочим.
В1948 году Евгению исполнилось девятнадцать лет. В это время он своими глазами увидел, что такое лагерь и тяжелый подневольный рабский труд заключенных. Нет, он не сидел в лагере, он был на страшной «экскурсии» в лагере. Этого хватило, чтобы запомнить на всю жизнь. А было вот как.
Зимой 1948 года Евгения вместе с другими сверстниками (также немцами) забрали на лесоповал в Боровлянский леспромхоз. Никто и не подозревал, что это бывшее Боровлянское отделение Сиблага. Разместили ребят за колючей проволокой, выдали двуручные пилы и план, сколько строевого леса нужно навалить за день. Пища – баланда, жилье – землянка.
На четвертый день ребята от истощения работать уже не смогли, а на девятый день Евгений предложил устроить побег. Прокопали лаз, нашли дырку в колючей проволоке – и бегом. Едва добрался Евгений до дома, спрятался в подвале и просидел в нем безвыходно три дня. Да, видно, видел кто-то его возвращение, так что на четвертый день пришел к нему комендант. В лагерь Евгения не отправили: видимо, пожалели. И правильно: в школу нужно было юноше, а не в лагерь. Ведь по ночам, где самостоятельно, где с помощью учителей местной школы, он готовился к экзаменам за курс семилетней школы. Все сверстники смеялись над ним: «Далось тебе ученье, ведь двадцать лет уже», «О девках уже думать надо, а он о науках». Но были и те, кто поддерживал парня.
В 1950 году из лагеря, хоть и инвалидом, вернулся старший брат и взвалил на свои плечи груз семейных забот. Прошедший трудармию учитель немецкого языка Глекнер наставлял Евгения: «Ты должен учиться во что бы то ни стало!». И вот в 1950 году Миллер в двадцать один год окончил семилетку и под охраной коменданта Федорищева (подкомендатурным, высланным в Сибирь немцам пределы своего населенного пункта без вооруженной охраны покидать запрещалось) был доставлен в Барнаул для поступления в техникум.
Сдав экзамены на «хорошо», Евгений поступил в Барнаульское педучилище.
Средств для жизни вольного студента у ссыльного немца просто не было, поэтому и попросил он, чтобы перевели его на заочное отделение и направили на работу в какую-нибудь сельскую школу, где нужен учитель немецкого языка. Так студент-заочник Евгений Миллер оказался в Топчихе, вернее, в Топчихинской средней школе, где с 1951 по 1964 год преподавал немецкий язык и получил первую в своей жизни профессиональную награду – звание отличника народного просвещения.
Именно здесь, в Топчихе, Евгений Миллер раскрылся как уникальная, многогранная творческая личность. Откуда мне это известно? Давайте вместе заглянем в районную газету «Ленинское дело» пятидесятых годов. Евгений Николаевич пробует себя в поэзии, и его стихи все чаще появляются на страницах районной газеты. Немало различных рассказов и фельетонов вышло из-под его пера.
Не имея музыкального образования, Евгений Николаевич создал в Топчихинской школе хор, в который мечтали записаться все ученики. Он руководил хором и аккомпанировал на баяне. С концертами хор посетил многие школы Топчихинского района. После Миллера этот коллектив принял Леонид Макарович Загвоздкин. Евгений Николаевич принял активное участие и в постановках представлений самодеятельного театра.
Еще одной страстью молодого учителя были шахматы. Не проходило ни одного соревнования в районе, в котором бы ни принял участие Евгений Николаевич. Уже довольно скоро он получил второй спортивный разряд по шахматам.
В 1953 году молодому, энергичному и увлеченному учителю дали первый в его педагогической деятельности класс. Прошло больше сорока лет, как расстались топчихинские мальчишки и девчонки со своим классным руководителем, но помнят его, некоторые до сего дня поддерживают с ним письменную и телефонную связь. Неоднократно встречались уже поседевшие школьники со своим учителем. Впереди у них – пятидесятилетие окончания школы, и они надеются пригласить Евгения Николаевича на юбилейную встречу. Пожелаем им удачи. Пусть всем им вновь удастся встретиться и вспомнить молодость.
А вспомнить есть что. К примеру, как со своим классным ходили в поход в поселок Труд, как однажды, уже в выпускном 11-м классе (1964 год), завоевали первое место в соревновании по школе на лучший класс и получили в виде поощрения поездку в Новосибирск. Евгений Николаевич организовал не только проезд и проживание. Ребята посетили все театры Новосибирска и даже сыграли в баскетбол с какой-то местной школьной командой. Мальчишки класса гордились, что их классный руководитель ходит вместе с ними в спортивные секции и участвует в соревнованиях по волейболу и баскетболу. Все – и мальчишки и девчонки – были влюблены в своего классного классного. Однако поблажек Евгений Николаевич не давал никому. Был крайне требователен в первую очередь к себе, а затем к другим.
К 1964 году молодой успешный учитель решил заняться наукой. Он подал заявление в аспирантуру при Ленинградском педагогическом институте. Но поступить не удалось. Тогда Евгений Николаевич, не привыкший сдаваться и покоряться судьбе, уехал, выпустив свой второй класс, в Алма-Ату, где поступил на высшие педагогические курсы, а затем в аспирантуру Алма-Атинского педагогического института. После защиты диссертации Евгения Николаевича направили заведующим кафедрой в педагогический институт Целинограда (ныне столица Казахстана – Астана).
В 1979 году семья Миллера переехала в Ульяновск – город, с которым связана большая часть его преподавательской, научной и творческой деятельности, и он возглавил кафедру Ульяновского педагогического института. В 1990 году стал издавать газету «Нахтрихтен» на немецком языке. Несколько раньше, в 1989 году, Евгений Николаевич зарегистрировал созданное им Национально-культурное общество «Возрождение», а в следующем году впервые вышли радио- и телепередачи на немецком языке в Ульяновской области. Благодаря неутомимой энергии и организаторским способностям Евгения Николаевича удалось создать на базе трех районов Ульяновской области немецкий национальный район Богдашкино, установить тесные экономические связи с Германией, а также с немцами, живущими в США.
В последнее время профессор Миллер отошел от руководства обществом «Возрождение» и сосредоточил все свои усилия на издательской и научной деятельности. Он является главным редактором газеты «Рундшау», издаваемой на немецком языке, автором ряда научных исследований в области грамматики немецкого языка, автором книги «Что такое язык?». Под его руководством была осуществлена экспедиция «Немцы России в конце XX столетия». За высокие достижения в области развития дружбы между Германией и Россией профессор Миллер в 2005 году награжден крестом «За особые заслуги перед ФРГ в улучшении отношений между РФ и ФРГ». В 2007 году в Москве ему вручена Екатерининская медаль за активную деятельность в работе по реабилитации российских немцев в Российской Федерации.
В 2009 году профессор Миллер отметил свое восьмидесятилетие. Он по-прежнему полон энергии, планов и проектов. Где бы ни находился Евгений Николаевич и сколько бы лет ни прошло в его жизни, в его памяти навсегда осталась Топчиха, ее люди, школа, ученики – как трамплин в большую научную и творческую жизнь. А для Топчихи Евгений Николаевич навсегда останется человеком-легендой, пролетевшим, как вихрь, оставившим о себе множество прекрасных воспоминаний.
Сергей ПОЗДИН, директор Топчихинского районного музея, Алтайский край