Такая инициатива от представителей общественных организаций, занятых работой с семьёй и детьми, прозвучала в минувшую пятницу на «круглом столе» по теме «Ювенальная юстиция – за и против». «За» на «круглом столе» оказались представители органов власти, «против» – общественники. Идея отложить принятие законопроекта возникла по причине, как они говорили, его «сырости» и негативного окраса. Дополнительное время необходимо для доработки закона и уточнения всех спорных моментов.

Напомним, законопроект о социальном патронате направлен на совершенствование законодательства в части обеспечения эффективной организации работы органов опеки и попечительства по раннему выявлению семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации, защите прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранению ребенку его родной семьи, отмечено в пояснительной записке к законопроекту. Социальный патронат предполагает оказание семье социально-педагогической, медико-психологической помощи, помощи в воспитании, развитии ребенка, реализации и защите его прав.

Как отметила уполномоченный по правам ребёнка в Ульяновской области Людмила Хижняк, пробный проект патроната уже работает в Казани, там это дало снижение количества неблагополучных семей на 60%: «Их там исправили».

Функции исполнения социального патроната будут отданы органам опеки и попечительства. Но в тоже время, детьми из неблагополучных семей уже занимается комиссия по делам несовершеннолетних. «Пока совершенно не понятно, как эти организации будут разграничивать свою работу», – посетовала Людмила Хижняк.

«Сейчас же именно эти структуры уже занимаются проблемными детьми каждая по регламентированной системе. К существующей системе претензий нет. Возникает вопрос, зачем новая? При этом власть в понятие ювенальной юстиции вкладывает одно, а патриотически настроенный народ, родительское движение понимает западный вариант решения проблемы», – говорил председатель общественного движения «Симбирский родительский комитет» Михаил Саунин.

Много споров и недовольства общественности вызвала формулировка «неблагополучная семья». Точного его определения и критериев неблагополучности в законе нет.

Многодетные матери сетовали, что ребёнку рассказывают его права, но нет ни слова об обязанностях. Кроме того, получается парадокс: родители должны заботиться о ребёнке, а в случае с патронатом их в этом ограничивают, навязывая требования отношений родитель-ребёнок.

Председатель областного семейного совета и советник губернатора Ульяновской области Ольга Желтова предложила предварительно обсуждать все программы и законы, которые касаются детей, на родительских собраниях в школах и детских садах. Это предложение одобрили все присутствующие.

Виктор Мартынов