Ровно 10 лет назад группа боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила заложников в Театральном центре на Дубровке во время премьеры мюзикла «Норд-Ост».
Вечером 23 октября 2002 года 40 террористов ворвались в здание Театрального центра и захватили в заложники 914 участников и зрителей мюзикла. В результате переговоров злоумышленники согласились отпустить мусульман, иностранцев и часть несовершеннолетних. Вслед за тем властям России предъявили ультиматум: вывод войск из Чечни должен был начаться немедленно, иначе террористы намеревались расстреливать заложников. 26 октября состоялся штурм захваченного центра. Перед началом операции в вентиляцию здания подали усыпляющий газ. Химическая атака сковала действия террористов, а трагедия унесла жизни 130 заложников. При этом пятеро из них были застрелены во время боя, а 125 человек скончались в больницах после освобождения.
Трое суток вся страна следила за трагическими событиями в здании Дома культуры на ОАО «Подшипник». Именно в те дни мы узнали о мужественных поступках многих знаменитых людей. Ныне покойный Патриарх Алексий Второй лично проводил консультации с людьми, находившимся в смертельной опасности. Несколько дней он напряженно молился в уединении, после чего был госпитализирован с диагнозом гипертонический криз.
Народный артист Иосиф Кобзон вместе с двумя представителями Красного Креста ходил на переговоры в захваченный зал. Его беседа с озверевшими бандитами ни к чему не привела. Однако он сумел воспользоваться ситуацией и взял за руки двух девочек и их маму, которая захватила еще одного, чужого ребенка. Когда через семь лет эта женщина родила сына, она назвала его Иосифом и пригласила певца в качестве почетного гостя на крестины в Храм святителя Филиппа на проспекте Мира.
Известный детский хирург Леонид Рошаль провел целых шесть часов в захваченном здании, чтобы вместе с иорданским доктором Анваром Эль-Саидом помочь вытащить тело убитой Ольги Романовой.
А чуть более суток спустя он вновь вернулся в здание, чтобы принести заложникам две коробки с медикаментами и мешок с гигиеническими средствами.
К сожалению, так и осталась неизвестной фамилия сотрудника одной из спецслужб, пришедшего на выступление и сумевшего каким-то образом передавать своим товарищам сведения о действиях террористов, создававших атмосферу настоящего ужаса.
27 октября 2002 года. Рассказывает Ольга Черняк, корреспондент одного из информационных агентств:
«Они перестали пускать нас в туалет. Он был в оркестровой яме. Туда мы ходили все. Это был кошмар. Если ты сделал какое-то действие неправильно, на тебя наставляли пистолет и говорили: «Цыкнешь – отправишься к Аллаху». Нам, как собакам, кидали маленькие шоколадки, жвачки. Все люди, которые сидели рядом со мной, однозначно были уверены, что штурм необходим, потому что террористы – это камикадзе. И все чеченки были рады, потому что наконец-то они почувствовали свободу и наконец-то и себя, и всех нас взорвут»…
Сергей РАШПИЛЬ