Рождение закона «О правовом регулировании отдельных вопросов проведения на территории Ульяновской области публичных мероприятий» происходит в жарких спорах. Ведь речь касается порядка организации митингов, демонстраций, пикетов, с помощью которых ульяновцы могут привлечь внимание властей к своим проблемам. Представители политических партий, эксперты высказали немало замечаний к законопроекту, после чего появились сообщения, что широкое обсуждение сворачивается и проект уже внесен облправительством в Законодательное Собрание Ульяновской области. Во вторник своим мнением о сути и судьбе закона поделился Игорь Тихонов, председатель социального комитета ЗС, в ведении которого находятся и вопросы гражданского строительства. Он также рассказал, на какой стадии находится работа над документом.

– Такой закон необходим: он даст ответы на многие вопросы – с этим согласны все участники дискуссии, – подчеркнул Игорь Тихонов. – Право жителей Ульяновской области на проведение публичных мероприятий сегодня досконально не отрегулировано, и будущий закон должен восполнить этот пробел. Мелочей здесь быть не может, должны учитываться все нюансы. Чтобы одна сторона не заявляла, например, что ее незаконно гонят митинговать в глухомань, на старый железнодорожный вокзал, а другая не запрещала публичные мероприятия там, где закон их позволяет. Все это требует законодательного урегулирования.
Законопроект обсуждался в областной Общественной палате, на других площадках. Считаю, обсуждение получилось масштабным и результативным. Сегодняшний текст документа отличается от первоначального кардинально: многие серьезные замечания в нем учтены. Состоялся конструктивный диалог и с наиболее активной в «митинговом плане» частью гражданского общества. Как я понял, к самому законопроекту серьезных претензий практически не осталось. Сомнению в основном подвергается порядок определения постоянных мест для проведения публичных мероприятий, требующих уведомления. Согласно законопроекту, эти места утверждает облправительство по представлению министерства внутренней политики с учетом мнения Общественной палаты и Палаты справедливости. Есть мнение, что при этом необходимо учесть и позицию других институтов гражданского общества. Каких именно, я, честно говоря, сказать затрудняюсь: мне кажется, все они представлены в Общественной палате. Но мы предложили разработчикам подумать над этим вопросом.
Также у некоторых общественников остаются претензии к тому, что органы, дающие разрешение на публичные общественно-политические мероприятия, слишком вольно трактуют понятие «тротуар», на котором митинговать и пикетировать запрещено, потому что это мешает пешеходам. Например, площадка перед «кривым домом» вся считается тротуаром или нет? Думаю, все разногласия в ходе дальнейшей работы над проектом удастся снять. В основном, как видим, вопросы возникают к федеральному закону, который принят и уже действует. А мы свой закон принимаем в соответствии с федеральным: дополнительных ограничений областным законом не предусматривается.
В ходе брифинга наш корреспондент задал Игорю Тихонову ряд вопросов.

– Зачем для мероприятия, на которое не нужно разрешения, закон требует регламент?

– Регламент нужен, чтобы обеспечить проведение мероприятия. В нем указываются место, количество человек, время и тексты возможных плакатов. Но регламент не является уведомлением. Запретить проведение мероприятия, для которого не требуется уведомления, власти не вправе. Однако они, изучив регламент, обязаны предупредить организаторов о возможных правовых последствиях, если просматривается угроза интересам третьих лиц.

– Будет ли рассмотрен проект областного закона о публичных мероприятиях на октябрьском заседании ЗС и ожидаете ли Вы острую дискуссию в ходе рассмотрения?

– В октябре мы принимать этот закон не будем, так как официально он в Законодательное Собрание еще не поступил. Что касается дискуссии, она может возникнуть не вокруг текста самого законопроекта, а вокруг того подзаконного акта, который должен определить постоянные места проведения массовых мероприятий – наши своеобразные «гайд-парки». Главная полемика, по большому счету, разворачивается вокруг того, где можно митинговать. Эти места, повторю, утверждаются постановлением облправительства. Они пока не определены, и, думаю, разработчики этого постановления еще не раз все тщательно взвесят. Кстати, законопроект должен быть представлен в ЗС обязательно вместе с проектом упомянутого подзаконного акта. Думаю, в окончательном виде мы рассмотрим законопроект на ноябрьском заседании.

Сергей ГОНЧАРОВ, при содействии пресс-службы Законодательного Собрания Ульяновской области.