Реализация 185-ФЗ, согласно которому происходит переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, в Ульяновской области с самого начала сопровождалась серией скандалов. Продолжаются скандалы и по сей день.
По информации председателя городского комитета ЖКХ Владислава Игонина, согласно 185-ФЗ, финансирование расселения аварийных домов в 2012 года в Ульяновске составило около 165 млн. рублей. Из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ было получено 87 млн., 59 млн. рублей были выделены из областного бюджета и 16 млн. рублей, в рамках городской целевой программы, были перечислены из городского бюджета. Минрегионразвития РФ утвердил для нашего региона норму оплаты «переселенческого» жилья в 25,3 тыс. рублей за кв. метр. Но конечная цена одного метра в Ульяновске составила более 30 тыс. рублей. Эту разницу пришлось компенсировать из местных бюджетов.
В этом году под действие программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья» в рамках Федерального закона №185 попали 272 жителя 9 домов; №2, 4, 6 и 8 по переулку Академика Павлова и домов № 61, 63, 65, 67 и 69 по улице Академика Павлова. Старые, и без того разваливающиеся здания, построенные в 30-50-х годах прошлого, сильно пострадали во время взрывов на «Арсенале» в ноябре 2009 года, после чего были признаны аварийными.
По информации председателя комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Ульяновска Татьяны Горюновой, в прошлом году в рамках действия 185-ФЗ был объявлен конкурс среди строительных организаций на предоставление квартир для переселенцев. Компания, победившая в конкурсе обязалась к июлю нынешнего года предоставить городу 110 квартир. Однако в срок компания не уложилась и передала городу только 68 квартир. Но даже эти несколько десятков семей потенциально счастливых переселенцев, которые уже получили ключи от новых квартир, наотрез отказываются в них переезжать и продолжают жить в аварийных домах, так как документация на новое жилье должным образом не оформлена. По этой причине переселенцы не могут получить свидетельства о праве собственности или договоры социального найма. В строительной компании задержку в оформлении документации объясняют изменениями в законодательстве, которые предусматривают обязательно наличие кадастровых паспортов на вновь вводимые жилые помещения. А оформление кадастровых документов дело всегда сложное и долгое.
Не имея на руках документов на новые квартиры, переселенцы опасаются, что останутся вовсе без жилья, ведь после того, как они съедут, аварийные дома снесут. Другие предполагают, что придется платить сразу за две квартиры — старую и новую. А городские чиновники недоумевают, почему данные ими устные гарантии в отношении того, что документы позже все-таки будут оформлены и вручены переселенцам, никак на счастливых обладателей новых квартир не действуют. На самом деле объяснить столь жесткую позицию переселенцев достаточно просто. Слишком много в последние годы в Ульяновске прогремело афер, провернуть которые без соучастия все тех же городских чиновников было невозможно. Вот и опасаются осчастливленные государством ульяновцы, что они могут потерять то, что у них есть, и не приобрести ничего нового взамен.
Юрий КОРАБЛЁВ