Жители Ульяновской области в последнее время всё чаще и чаще обращаются в Государственную жилищную инспекцию с жалобами на управляющие компании, которые не предоставляют те или иные услуги в полном объёме, но при этом плату за них берут так, как будто обслуживают дом на должном уровне. Как же себя вести в такой ситуации и не платить коммунальщикам лишние деньги?
Что такое перерасчет
– Начнём с того, что управляющие компании не имеют права взыскивать в полном объёме плату за те коммунальные услуги, которые предоставляются с перерывами либо оказываются на низком качественному уровне, – говорит начальник Государственной жилищной инспекции, главный государственный жилищный инспектор Ульяновской области Татьяна Картузова. – То есть жильцы не обязаны, например, в полном объёме оплачивать отопление, если температура в их домах всего +10 градусов. Или, если в доме, например, не было две-три недели горячей или холодной воды. Но это, конечно, только в том случае, если в квартире не установлены счётчики на воду, и жильцы платят по среднему нормативу.
То есть по закону при предоставлении в расчётном периоде потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества, либо услуги качественной, но оказываемой не в течение которого вам ту или иную услугу не предоставляли. Притом даже если этот перерыв образовался из-за необходимости проведения ремонтных работ, это не повод не делать перерасчета.
– Если говорить об отоплении, то при предоставлении в расчётном периоде данной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу подлежит снижению на 0,15% размера платы, исчисленной суммарно за каждый период (час) отклонения температуры воздуха в жилом помещении от нормы в течение расчетного периода за каждый градус отклонения температуры, – поясняет Татьяна Картузова.
Когда сумма в квитке не уменьшается
Однако здесь важно учитывать, что касается это только тех услуг, которые вы оплачиваете по нормативу, а не по счётчикам. Если же вы платите за воду по счётчику, то вы должны внести в кассу управляю-щей компании ту сумму, которая у вас «нагорела», без всяких скидок и компенсаций. Так как вы, в отличие от тех жильцов, что платят по нормативам, и так отдаёте деньги только за фактически использованное вами количество воды, а значит, не можете требовать перерасчёта за те услуги, которые оплачиваете по счётчикам.
Также перерасчёт невозможен в том случае, если перерыв в предоставлении услуги не превышает допустимых норм: 4 холодное и горячее водоснабжение – 8 часов в течение месяца, но не более 4 часов в один день;
-> отопление – 24 часа суммарно в течение месяца, но не более 16 часов единовременно;
-> газ – 4 часа в течение месяца;
-> электричество – 2 часа при наличии двух независимых источников питания и 24 часа, если один источник питания.

Возмещение убытков
Если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в её предоставлении возникли не по вине управляющей компании, а, например, из-за халатности ресурсоснабжающей организации (если управляющая компании докажет данный факт), то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится. Но при этом потребитель вправе потребовать возмещения причинённых убытков, в том числе вызванных внесением платы за не предоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, виновных в том, что услуга не была предоставлена либо не соответствует заявленному уровню качества.
И здесь очень важно понимать, что перерасчет как таковой возможен при наличии на руках жильцов акта, подтверждающего либо отсутствие оказания услуги, либо ее ненадлежащее качество, если она оказана. О составлении документа собственнику нужно позаботиться заранее. В том случае, если вам не оказывается та или иная услуга, тут же обращайтесь в аварийно-диспетчерскую службу. После вашего звонка представители УК должны в тот же день приехать к вам и зафиксировать факт отсутствия тех или иных услуг либо их низкое качество, и выдать вам соответствующий акт (в двух экземплярах).
Затем тут же предъявите один из документов в управляющую компанию, которая на основании данного акта и сделает вам перерасчет.

Куда обращаться
– В любом случае та или иная организация должна понести ответственность за то, что вам на протяжении определенного времени предоставлялась коммунальная услуга ненадлежащего качества либо с перерывами, – продолжает Татьяна Картузова. – И вы должны заплатить за данную услугу в меньшем объеме в текущем месяце либо за счет уменьшения суммы последующего платежа.
Но здесь также есть масса тонкостей и нюансов. В частности, вы не всегда можете сами определить лиц, ответственных за некачественное оказание услуги. Однако, если вы не довольны качеством предоставляемых вам коммунальных услуг, вы в любом случае имеете право подать заявление в управляющую компанию и потребовать перерасчёта. Главное, не забудьте заранее оформить соответствующий акт, документальное подтверждение того, что услуга была предоставлена не в «заявленном» объеме. И вам либо сделают перерасчет, либо в ответном письме сообщат, к кому вам нужно обратиться, то есть укажут организацию, которая несет ответственность за то, что услуга была оказана не на должном уровне, и соответственно должна компенсировать вам ущерб.
Если же все эти обращения результата не дадут, то вы можете обратиться в Государственную жилищную инспекцию Ульяновской области. Телефоны «горячей линии» по проблемам защиты прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг: (8422) 44-61-92, 44-68-70. Время работы «горячей линии»: понедельник-пятница с 8.00 до 12.00 и с 13.00 до 17.00.
Благодарим Государственную жилищную инспекцию Ульяновской области за помощь в подготовке данного материала.