Что ждет наше сельское хозяйство в ближайшем будущем? Смогли ли аграрии преодолеть последствия засухи и заморозков? Не «задавят» ли местных производителей продукты, хлынувшие в страну после вступления в ВТО? С этими вопросами мы обратились к министру сельского хозяйства области.
– На сегодняшний день валовый сбор зерна по области составляет 655 тысяч тонн, – объяснил Александр Викторович. – Этого достаточно, чтобы обеспечить потребности региона в продовольственном и фуражном зерне, а также запасти семена. К сожалению, последствия засухи и гибели озимых из-за сильных морозов всё же дают о себе знать: аграриям сложно рассчитываться по взятым кредитам. Несколько предприятий оказались на грани банкротства. На временной комиссии Совета Федерации в Самаре я даже предлагал объявить сельхозпроизводителям «кредитную амнистию» или хотя бы реструктуризировать долги сроком на 15 лет. Впрочем эта ситуация характерна не только для нашего региона. К примеру, один из крупнейших в России молокоперерабатывающих комплексов, расположенный в Татарстане, которому принадлежит значительная доля российского рынка молочной продукции, сейчас за долги делят между собой сразу пять банков.
– И что могут предпринять региональные власти в этой ситуации?
– Берем проблемные предприятия под наблюдение, стараемся принимать меры к их оздоровлению. Если они переходят к другому собственнику, следим, чтобы они сохранили свои производственные мощности. За последний год ни одно сельскохозяйственное предприятие в области не закрылось.
– Какие проблемы встают перед сельхозпроизводителями в рамках вступления России в ВТО?
– Еще в 2011 году мы прогнозировали, что после вступления в ВТО цена на свинину упадет, поскольку квоты на ввоз не облагаются таможенной пошлиной. Так и произошло. В течение первого месяца стоимость свинины за килограмм живого веса подешевела со 105 до 75 рублей, то есть «упала» фактически до грани себестоимости. При этом повысились цены на зерно и энергоносители. В результате ситуация в свиноводстве сейчас достаточно напряженная.
– Кроме притока дешевой свинины что-то ещё изменится на продовольственном рынке после вступления в ВТО? Не появится ли на наших прилавках импортное замороженное мясо, которому 20-30 лет?
– Ожидается ввоз большой партии пальмового масла, что может больно ударить по производителям молока, так как масло часто используют как заменитель молочного жира. Сразу встанет вопрос о качестве молочных продуктов в наших магазинах. Что касается мяса, то оно поставляется лишь свежего забоя. Каждая партия проверяется ветеринарной службой.
– Кстати, а какова сегодня доля продуктов местного производства у нас на прилавках? От импорта из соседних регионов сильно зависим?
– Хлебом и молоком обеспечиваем себя полностью. В этом году урожай сахарной свеклы составит более 600 тысяч тонн (такого не было даже в СССР – ред.), сахара произведём вдвое больше, чем потребляем внутри области. Конечно, в наших торговых сетях велика доля продуктов из соседних регионов, но тому есть объективные причины. К примеру, в ряде областей с богатыми региональными бюджетами аграрная отрасль субсидируется на порядок выше, в результате их продукция, даже с учетом транспортных расходов, оказывается дешевле, нежели ульяновская. Скажем, в магазинах региона часто встречается куриное яйцо из Свердловской области, где из местного бюджета дотируется птицеводство.
– Александр Викторович, действительно ли в этом году были серьезные проблемы с формированием резервного фонда зерна для хлебопечения?
– Имела место пролонгация срока поставок из хозяйств, поскольку в ряде районов часть урожая пшеницы собирали под дождями, и она уже не годилась для хлебопечения. На сегодня в региональный фонд заложено 16 тысяч тонн зерна, в ближайшее время поступят еще две тысячи. Этого вполне достаточно для нужд хлебопекарных предприятий. Гражданам можно не беспокоиться – цена хлеба в ближайшее время не вырастет. «Хлебпром» уже формирует запас зерна на 2014 год.
– Многие руководители сельхозпредприятий сетуют на нехватку сезонных рабочих. А может, нам приглашать работников из Средней Азии?
– Отвечу так: стабильно развивающиеся хозяйства, где нормально платят и предоставляют социальные гарантии, проблем с рабочими руками не испытывают. Более того, в этом году трое наших комбайнеров даже были приглашены на уборку свеклы в Ростовскую область – там большие проблемы с кадрами.
– В заключение хотелось бы поинтересоваться, что больше всего беспокоит министра сельского хозяйства в преддверии следующего года?
– Необходимо однозначно решить вопрос с бюджетной поддержкой сельхозпроизводителей и кредитованием. Иначе может статься, что по всей стране в одних регионах будут богатые агрохолдинги, а других – поля зарастут соснами. И неизвестно, где еще окажется Ульяновская область.
Беседовал Даниил СТАРКОВ

Наша справка
Александр Викторович Чепухин, 37 лет. Родился в селе Коровино Чердаклинского района Ульяновской области. Окончил Московский государственный университет коммерции по специальности «Экономика», Академию труда и социальных отношений по специальности «Менеджмент социальной сферы», Гуманитарно-экономический и информационно-технологический институт. Кандидат экономических наук. Под его непосредственным руководством была разработана областная ведомственная программа развития мясного скотоводства. С 2010 года – министр сельского хозяйства Ульяновской области.