Выясняются все новые подробности вокруг состоявшегося в начале сентября аукциона на право организации питания школьников в Ульяновске, в ходе него цена, по которой один из участников взялся кормить детей, была снижена до ноля рублей. В Управлении федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области заявляют, что у руководства города (заказчика) была возможность организовать отбор претендентов в более эффективной форме – в виде конкурса. Однако этого почему-то сделано не было.
Как не раз уже писал «СК», результатом состоявшихся 3 сентября торгов на право организации школьного питания стало то, что один из участников аукциона обрушил цены ниже минимума: зашел по сути в минус, когда борьба шла уже просто за право заключить договор. И теперь он, заплатив порядка 300 тысяч рублей за победу, кормит бесплатников вроде бы за свой счет, но на самом деле – за счет тех родителей, кто оплачивает питание своих детей. В итоге, по словам родителей, увеличилась стоимость обедов (причем как для учащихся, так и для учителей) при сокращении выхода блюд. Возможно, ухудшилось и качество используемых продуктов, ведь очевидно, что бизнес работать себе в убыток не станет.
Законность проведения муниципальных торгов проверило Ульяновское УФАС, однако с точки зрения соблюдения антимонопольного законодательства никаких нарушений выявлено не было. В то же время руководитель управления Геннадий Спирчагов (на снимке) обращает внимание на то обстоятельство, что городская администрация, выступившая в роли заказчика, была вправе организовать отбор поставщиков услуги в форме конкурса. Дело в том, что 10 июля Госдумой РФ был одобрен Федеральный закон от 20 июля 2012 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Поправки касаются размещения государственных и муниципальных заказов. Заказы на поставки пищевых продуктов в некоторые учреждения и (или) на оказание для них услуг общественного питания размещаются путем проведения торгов по решению заказчика или уполномоченного органа в форме конкурса или открытого электронного аукциона, говорится в законе. Речь идет об организациях, осуществляющих образовательный процесс для детей, медорганизациях, учреждениях соцобслуживания, организациях отдыха и оздоровления детей. По законодательству критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены могут быть в том числе функциональные или качественные характеристики товара, качество работ, услуг и квалификация участника. Согласно поправкам при поставке пищевых продуктов в социальные учреждения при оказании им услуг общественного питания значимость данных критериев составляет до 30 процентов.
– В данном случае конкурс считается более предпочтительной формой проведения отбора участников, так как в нем состязаются несколько претендентов и целью является выбор более достойного варианта, который обеспечит наилучшие условия исполнения контракта. Чтобы определить победителя конкурса, рассматривают условия исполнения работы всеми участниками, их рейтинг, анализируют предполагаемое качество работы и, исходя из этого, делают вывод. Аукцион же – это состязание предложений по цене: кто готов оплатить больше либо предложит самую низкую стоимость за выполнение им каких-либо услуг, тот и получит выставленный лот, – пояснила начальник отдела контроля размещения заказов Оксана Маенкова.
Почему чиновники городской администрации, предвидя серьезную борьбу за лоты, не стали организовывать отбор участников в виде конкурса, остается только догадываться.