Клуб «Симбирский глагол».
Ведущий клуба – Жан Миндубаев.
Гость клуба – Ольга Даранова.
Визитная карточка гостя
Даранова Ольга Николаевна. Родилась в Ульяновске. Закончила историко-филологический факультет Ульяновского пединститута. С 1980 года работает в Ульяновской областной научной библиотеке. В настоящее время – заместитель директора по внешним связям.
Более трёх десятков публикаций Ольги Дарановой, посвящённых деятельности библиотеки, продвижению чтения, популяризации имён знаменитых симбирян, помещены в региональной и российской профессиональной печати (журналы «Библиотека», «Новая библиотека», «Библиотечное дело», «Огонёк», «Культурный слой»; газеты «Библиотечная столица», «Библиотечная газета», журнал «Карамзинский сад», газеты «Ульяновская правда», «Ульяновск – сегодня», «Культурный диалог»).
В 2010-2011 гг. совместно с радио ГТРК «Волга» была организатором и ведущей проектов «Читаем книги наших земляков», «Великие земляки» и «Путешествие с Карамзиным».
От ведущего.
Как ни странно, в век невероятных информационных технологий, которые, казалось бы, должны подписать смертный приговор и основателю книгопечатания Гуттенбергу, и самой книге – старая, добрая и незаменимая, на мой взгляд, КНИГА совсем не собирается уходить со сцены. Скорее, наоборот, она как-то неназойливо, но основательно, всё более и более утверждается в нашей духовной жизни. Ещё одно свидетельство тому – искреннее и убедительное признание гостьи «Клуба» Ольги Дарановой в любви к чтению и к самой книге, ниже приводимое.
Добавить к нему, как мне кажется, уже нечего.
«Книга – это моя жизнь…»
Что такое книга для меня? Это спутница от рождения и по сегодняшний день.
Очень хорошо помню любимую книгу детства – «Орден Жёлтого Дятла» бразильского писателя Монтейру Лобату. Конечно, стёрлись из памяти некоторые детали сюжета, но осталось само ВОСПРИЯТИЕ книги. Это была радость! Радость перелистывать страницы и погружаться в мир полюбившихся героев. Мне было хорошо и уютно в маленьком книжном домике старушки донны Бенты, и были близки и понятны радости и печали героев книжки. Даже непонятное влекло. Мне, ребёнку, было необычным само пространство книги, её «другие берега» с диковинными зверями, пышными деревьями, на которых растут разнообразные и вкусные плоды. Чувствовался другой уклад жизни, другое, «не наше» отношение друг к другу. Но от книги веяло добром и покоем. И все герои были живые, хотя, как известно, кое-кто и был сделан из тряпок или кукурузного початка. И книга создавала иллюзию жизни, в которой хотелось пребывать бесконечно.
Почему книга так запала в душу? Возможно, потому, что автор сам, вероятно, верил в чудеса и умел разговаривать с детьми, хотя, по его же собственному признанию, писал книги для взрослых и «случайно» написал детскую, которая на многие годы завоевала себе почитателей в разных странах. А прекрасный Мир Чудес, который, по выражению самого Лобату, «появился, когда родился первый ребенок на земле, и будет существовать, покуда не умрёт последний старик», остался с писателем навсегда.
Пришёл день, когда были прочитаны и «Чёрная курица» Погорельского, и «Маленький принц» Экзюпери, и «Синяя птица» Метерлинка. Жюль Верн, Марк Твен, Александр Дюма, Майн Рид, Фенимор Купер – с их книгами мы росли, учились различать добро и зло, верили в мечту, познавали мир.
Всякая книга должна быть прочитана вовремя. В память врезалась ещё одна, тоже из детства – «Дорога уходит в даль» Александры Бруштейн. Вероятно, эту книгу читали и перечитывали многие мои ровесники, для многих она была и осталась любимой книгой детства. Чем запомнилась? Ощущением счастья в СЕМЬЕ. Ощущением высокой степени доброты и защищённости ребёнка в кругу семьи, где есть любящие родители. И не просто любящие, но ещё и мудрые наставники и друзья. Книга своевременно легла на благодатную почву: душа подростка очень чутко отзывается на такие ценности как дружба, милосердие, бескорыстие. И в противоположность им осуждает людскую чёрствость, жестокость. Настоящая книга потому и настоящая, что все основные духовные акценты в ней подспудно расставлены и их невозможно не заметить. А уж ребёнок это чувствует острее взрослого.
Счастье, когда был в твоей жизни хороший учитель литературы. Мне в этом плане повезло. Благодаря школьной учительнице, мы влюбились в Пушкина, восхитились сумрачным Блоком, открыли для себя неизвестного Маяковского, испанского поэта Федерико Гарсиа Лорка.
Как передать неповторимое состояние общения с любимой книгой? Хочется найти верное слово… Возможно, это какая-то тихая радость души, сладостное замирание сердца, предвосхищение долгожданной встречи с другом, желание найти ответы на свои многочисленные вопросы. Это можно назвать ещё одним ёмким и подходящим словом –сопричастность.
Есть ещё искусство быть читателем. Ему надо тоже учиться. Как надо уметь (или попытаться научиться) слышать человека, уметь воспринимать слово, постигать его внутреннюю сакральную сущность. Искусство быть читателем – это одна из составляющих искусства восприятия жизни. А вообще о любви к чтению, о том, как надо читать, каким должен быть читатель, и что такое книга в жизни человека советую прочитать сборник эссе Любови Боровиковой «Белая корзинка». Это удивительная книга из жанра «вослед автору», и ценность её – в личном отношении автора к прочитанным в разное время книгам, потому что такое прочтение само по себе уникально и даёт книге вторую жизнь.
Что такое хорошая книга? Хорошая книга – это книга, к которой возвращаешься. Которую перечитываешь многократно, с которой просто живёшь в духовном единстве авторского и своего миропонимания и мирочувствования. Книга – собеседник, источник ответов на многие вопросы, которые задаёт нам жизнь, молчаливый помощник в обретении равновесия с миром вокруг. У меня дома на тумбочке рядом с кроватью всегда стопка книг. Есть среди них те, которые «живут» здесь постоянно, есть «временные жители». И это понятно. Что-то читаешь вновь, а к чему-то постоянно возвращаешься. Возвращаюсь к Пушкину, Бунину, Пастернаку, Булгакову. И рядом с книгами всегда карандаш и блокнот, потому что часто возникает необходимость что-то записать. Надолго «поселился» на моей тумбочке сборник стихов Марии Петровых «Прикосновение ветра». Мария Петровых – поэт 20 века из разряда «забытых», не часто вспоминаемых. И вспоминаемых в большей степени в профессиональных кругах. А между тем это поэт замечательный с непростой жизнью и литературной судьбой. Её стихами восхищались Ахматова, Мандельштамм, Пастернак. Её наследие невелико, и многие поэты, когда её не стало, сетовали, что у неё не только единственная, но такая тоненькая и малотиражная книжка. На что Арсений Тарковский ответил: «О чём мы говорим? В мир пришёл поэт, совершил порученное ему и, завершив, ушёл. Всё остальное неважно – есть книги, или нет, и какой у них тираж, пять экземпляров или пятьсот тысяч».
Почему я перечитываю её стихи? Вероятно, из-за внутреннего созвучия душе. Верно ведь определил суть поэзии испанец Ортега-и-Гассет: «Поэт – переводчик человека в его разговоре с самим собой». Поэт помогает человеку в беседе с самим собой найти те слова, которые мы сами не находим. А Петровых – очень требовательный к себе поэт. Каждое слово выстрадано, пропущено через себя, осознано. Поэтому так ценен её совет всем пишущим: «Умейте домолчаться до стихов». К сожалению, многие современные скороспелые «поэты» этого просто не понимают. Мария Петровых – поэт с обострённым чувством чести, правды, непримиримости к фальши. А ведь мы утешаемся чаще всего тем, что «… мы живём не мудрствуя лукаво, И не так уж мы преступны, право…»
Кто теперь вспоминает и читает поэта Владимира Луговского? Предвижу ответ. Скажут, да это же пролетарский поэт, воспевший революцию. И так далее, и тому подобное. Верно. Но настоящий поэт всегда вне времени или на все времена. Своим словом, своим отношением к миру и человеку. Луговской – прежде всего романтик. Такую пронзительную лирику, такой простор в стихе, какую-то яростную молодость, жажду жизни и жажду познания её, как у Луговского, встретишь не часто. И какая-то совершенно космическая энергетика образов. Вот, послушайте:
Шевеля косматыми плечами,
Сосны сдвинули свои верхи.
В мокром мраке дико и печально
Закричали третьи петухи.
Все дома лежат в туманной яме,
Брешет пёс, беспечный и ничей.
Ветер дышит чёрными ноздрями,
По ущелью прыгает ручей.
Он в камнях, столетье за столетьем
Видит, вечно не смыкая глаз,
Это тёмное великолепье –
Медленный полурассветный час.
В этот час древнейшие законы
Облакам передаёт гора,
Дождь ведёт весну, и миллионы
Птиц ложатся грудью на ветра,
Бьют крылами в нерождённом свете,
К северу углом устремлены.
В этот час тревожный видят дети
Самые отчётливые сны…
Верно сказал писатель Владимир Крупин, приезжавший недавно к нам на Гончаровские торжества: «Я жив, пока меня читают». И это именно так, а подсказать, направить к хорошей книге, хорошему автору может и должен учитель, библиотекарь, родитель.
Что происходит с чтением сейчас? Как вернуть интерес к чтению?
Вопрос сложный, актуальный, задаваемый в последнее время часто, многими людьми и на разных уровнях. Однозначного ответа нет и не будет. Считаю, что надо не говорить, а что-то конкретно делать. Каждому на своём месте. Интересно, профессионально делать. Когда будет интересно самому, можно заинтересовать и других. Какими формами и методами вернуть интерес к книге? Также нет и не будет однозначного ответа. К примеру, как заинтересовать классикой? За всю историю своего существования человечество выработало целый пантеон нравственных ценностей, воплощённых в лучших произведениях мировой литературы. Как сделать так, чтобы эти книги дошли до человека? На этот вопрос очень верно ответила социолог чтения, кандидат педагогических наук В. Д. Стельмах: «Безусловно, никто и никогда не будет читать классику постоянно. И это норма. Но они, эти авторы, должны быть прочитаны. А после этого можно прочитать любую дрянь. Но у читателя уже будет планка, уровень качества. Важно, чтобы это было прочитано вовремя (в школе, в семье, в вузе и т.д.). Мы наблюдаем сегодня падение роли гуманитарной интеллигенции, а мы должны быть духовными лидерами, поддерживать классику как национальный капитал».
Я с большим удовлетворением подписываюсь под этими словами.