Дмитрий Илюшин: «Хотелось показать, как много в Ульяновской области чудесных и красивейших мест»
Фотоальбом «100 православных мест Ульяновской области», презентация которого состоялась в музее «Симбирский дом фотографии», открывает ещё одну яркую страницу истории нашего края.
О работе над фотолетописью беседа корреспондента ИА Мedia 73 с автором альбома Дмитрием Илюшиным
– Дмитрий, тяга к прекрасному – это профессиональное или идущее от души?
– Всё проще и сложнее. В моей биографии нет ничего выдающегося. Коренной ульяновец, появился на свет в первом роддоме. По образованию инженер. На каком-то этапе жизни занялся поисками своего «я», да так упорно, что покинул Ульяновск, правда, всего года на полтора. Вернулся, чтобы больше никуда не уезжать. В последние годы увлёкся изучением интересных мест Ульяновской области, по крайней мере, тех, что для нас, к счастью, ещё не до конца потеряны.
– Как возникла идея создать фотоальбом?
– В 2010 году я делал справочник по туризму. Помимо фотографий к нему нужны были тексты. А я со школы не прикасался к перу. Попробовал – получилось. Тогда и подумал, а почему бы не сделать книгу.
Теперь-то понимаю, что эта мысль зрела во мне долго и только ждала подходящего случая. Устал слушать, что у нас в городе и в области некуда сходить и съездить, не на что посмотреть, всё разрушено, ничего не делается. Решил показать и доказать, что это совсем не так.
Тему православия взял совсем не случайно. Когда начал работать над книгой, понял, что хочу написать её, прежде всего, для детей. Чтобы они не думали, что всё самое интересное только в Москве или других крупных городах, что есть и у нас много изумительных мест. Мне всегда хотелось показать красоту храмов и православных святынь. Убедить, что эпоха социализма давно кончилась, время разрушения храмов ушло, наступило время созидания. Восстанавливаются старые церкви, возводятся новые. Пришло желание рассказать о местночтимых святых, об иконах Жадовской Казанской Божией Матери и «Боголюбивой», что хранится в одноименном храме в Старой Майне. Тем более что у мирских людей налицо леность ума: увидел, посмотрел равнодушно и пошёл дальше, не утруждая себя мыслью, а откуда есть-пошла такая красота. Даже для многих моих знакомых, несущих службу в храмах, было открытием, что у нас в области столько красивых церквей, забытых и полузабытых.
– Но всё это будет потом. А вначале, насколько понимаю, надо было получить благословение …
– Обязательно. Когда сделал справочник по туризму, пришёл к Владыке Проклу, тогда ещё архиепископу Симбирскому и Мелекесскому, вместе с отцом Алексием Егоровым. Встретил он меня своеобразно. Благословение дал, но добавил: «Очень многие люди хотят что-то написать, благословляю, а дел пока не видно». Тогда для себя решил: «Буду работать до последнего момента, пока не появится результат». Экземпляр фотоальбома я Владыке в дар всё-таки преподнёс. Он остался доволен.
– Как пошла работа?
– Пусть не покажется странным, но самым трудным оказалось проехать по всем местам. Были сложности с их описанием, потому что в большинстве случаев не осталось в живых ни одного свидетеля. Приходилось долго сидеть в архивах, выезжать несколько раз в одни и те же сёла, искать очевидцев, собирать по крохам хоть какую-то информацию.
Если бы не проблемы с финансированием … По большому счёту, речь идёт только о затратах на бензин для поездки по районам. Фотографирую сам, но моя «мыльница» очень слабенькая. Со мной часто ездили мои друзья-фотографы, финансировали поездки, сам я, мягко говоря, человек небогатый. Сколько, например, потратил своих сил и средств Сергей Грушин, мотаясь со мной по области, знает только он один. Друзья помогали мне и материально, и в решении многих других проблем. Именно они правили тексты, всё-таки я не профессиональный журналист, работали над вёрсткой и дизайном. Наверное, поэтому писалось безумно легко. В конце – концов фотоальбом вышел. Я им безмерно благодарен.
Но более всего Ренату Валиуллину. Мусульманин по вероисповеданию, он стал единственным, кто захотел и смог профинансировать тираж фотоальбома. Остальные, в том числе и чиновники, к которым я обращался за помощью, в ответ на просьбы попросту выпроваживали меня за порог. На все вопросы Ренат отвечает так: «Не надо делить людей на христиан, мусульман, иудеев, буддистов, родина у нас одна – Россия. Главное в другом: показать, как много у нас в Ульяновской области чудесных и красивых мест. Нас не будет, а это всё останется». И я его очень хорошо понимаю.
– Теперь, когда фотоальбом вышел, можно спросить: что в планах на будущее?
– Продолжить рассказ о православных местах. Коплю информацию и, как только она будет собрана, приступлю. Тем более в первом фотоальбоме одни районы, например, Старомайнский, у меня затронуты хорошо, другие развёрнуты слабо. Равномерности не получилось: сказался недостаток средств. Возможно, в дальнейшей работе мне епархия поможет.
А ещё с Сергеем Грушиным хочу выпустить фотоальбом «100 красивейших природных мест Ульяновской области». Одно другому не помешает, напротив, считаю, что дополнит.
– Так сильно захватила работа?
– Не только захватила, она ещё необыкновенна и познавательна. Получаешь огромное удовлетворение от того, что делаешь нужное дело. А ещё больше от того что делишься его результатами с людьми, и они через твой труд часто неожиданно открывают для себя, что мир вокруг них удивителен и прекрасен.
– Сил и желания для новой работы хватит?
– Хватит и даже останется.
Виктор Никитин