О плачевном состоянии памятника истории и архитектуры, расположенного на территории Ульяновской области, президенту РФ Владимиру Путину сообщила жительница Новосибирска. Марина Ким написала, что великолепный образец русского храмового зодчества, сравнимый по великолепию с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге, храм во имя Живоначальной Троицы в селе Пятино Инзенского района, был в плохом состоянии еще в те годы, когда в Пятино жил ее отец Владимир Бутузов. А уехал он оттуда в 1961 году, и прошедшие десятилетия зданию церкви на пользу не пошли…
По преданию, автором проекта этого красивейшего пятиглавого храма был академик Михаил Коринфский. Архитектор разработал его для строительства Троицкого собора на Соборной площади в Симбирске. Но по настоятельной просьбе Анны Ивановны Анненковой, владелицы имения в Пятино, продал проект ей, и в 1823 году началось строительство церкви – с молитвой о «непутевом» сыне. Сыном был декабрист Иван Андреевич Анненков. История любви его и француженки Полины Гебль, отправившейся вслед за возлюбленным на каторгу в Сибирь, вдохновила Александра Дюма-отца на написание романа. Главного героя «Учителя фехтования» Дюма назвал Алексисом Ванниковым. Писатель идеализировал и романтизировал судьбу русского дворянина – кающегося заговорщика, не верившего в успех восстания, но принявшего в нем участие единственно ради того, чтобы его не признали трусом.
В действительности, как и в романе, Анненков оказался без поддержки не очень знатной, но богатой семьи. Поскольку за полгода до восстания декабристов, летом 1825 года, Иван и Полина гостили в Пятино, Гебль знала о необыкновенной роскоши, в которой жила Анненкова. И к ней возлюбленная декабриста обратилась за средствами, пытаясь вызволить Ивана Андреевича из Петропавловской крепости и вывезти его за границу. Но славившаяся своими зксцентричными поступками свекровь казала снохе, и Анненков был сослан в Сибирь на 20 лет. Мать выстроила великолепный храм, но богатств своих не сохранила. Дорогие меха и редкостные кружева, прочие богатства были разворованы, имения заложены и перезаложены, и ко времени своей смерти в 1842 году Анна Ивановна была ограничена в средствах. Только благодаря усилиям родственников сохранилось ее имение в Пятино, в которое Иван Андреевич приехал уже после ссылки. 20 лет спустя после написания романа, который пользовался огромной популярностью не только в Европе, но и в России, хотя был запрещен русским царем, Дюма-отец встретился с «героями» своего романа. До того он знал их только по рассказам бывшего учителя фехтования Опостена Гризье, который давал уроки Анненкову. По некоторым данным, Дюма якобы побывал и в Пятино.
Уже в XIX веке о Пятинском храме говорили, что он выделялся среди церквей Симбирской епархии не только своими грандиозными размерами и необычной выразительностью архитектурных фасадов, но и по-настоящему художественной отделкой всех внутренних помещений. Особенно отмечали главный алтарь с его великолепной колоннадой и золоченой решетчатой сенью по всему алтарному своду.
Пятинский святой
Церковь во имя Живоначальной Троицы стала не только архитектурным шедевром и памятником романтической истории. Православные жители села Пятино надеются, что почитаемый ими старец «Максимушка», Максим Пятинский (в миру Максим Яковлевич Митрясов), будет канонизирован и причислен к лику святых. Он родился в селе Тияпино Инзенского района Симбирской губернии приблизительно в середине XIX века. По разным источникам, умер он в середине 20-х годов XX века или накануне Великой Отечественной войны» Старец Максим не был женат и жил в землянке на берегу Суры, своего ничего не имел. Люди рассказывали, что зимой он ходил босиком и без шапки. Голову клал на поленья, а ноги – на подушку. При этом говорил: «Голова – дура, нечего ее любить, а ноги устают». Знали старца далеко за пределами села. Он лечил людей, и уже после его смерти ему стали приписывать дары провидения, исцеления телесных и духовных болезней, чудотворения. Некоторые сельчане били Максимушку камнями и палками – он все терпел. В 2011 году Симбирская и Мелекесская епархия начала работу по канонизации святого Максима Пятинского, похороненного у восточной стороны Троицкого храма в селе Пятино. Она была вскрыта, а его останки изучили для того, чтобы восстановить облик мужчины для написания иконы.
Расстрел
Связана с церковью и трагическая судьба священника Иоанна Ягодзинского. В 1918 году при ЧК создавались красноармейские отряды, которые забирали из сельских храмов дорогостоящую утварь. В Пятино отряд обнаружил, что все иконы в золотых и серебряных окладах исчезли, а их должно было быть немало: местный приход был самым богатым в Карсунском уезде, к которому относилось раньше Пятино. Один из крестьян указал на отца Иоанна, якобы знавшего о незваных гостях и загодя спрятавшего святыни. Но ни в храме, ни в доме настоятеля ничего не нашли, а на допросе батюшка молчал. Священника расстреляли, и пятинцы похоронили его по традиции в ограде храма. Несколько поколений «кладоискателей» изрыли весь пол церкви и прилегающее к храму кладбище в поисках пропавших икон, однако так ничего и не нашли.
За чем дело стало?
Напомним, что в октябре 2010 года по инициативе комитета Ульяновской области по культурному наследию было возбуждено дело в связи с тем, что Валгусское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области не приняло меры по постановке на учет бесхозяйного имущества – храма. Хотя объект культурного наследия регионального значения «Церковь Живоначальной Троицы» был занесен в государственные списки недвижимых памятников истории и культуры еще в 1990 году. Решением Инзенского районного суда Валгусское поселение обязали принять на учет здание церкви. Однако возбужденное исполнительное производство по этому делу так и не прекращено, а дело находится на исполнении у судебных приставов Инзенского района Ульяновской области.
Пока же получается сохранять не столько храм, сколько связанные с ним истории. Так, о декабристе Анненкове рассказывает презентованный в октябре 2012 года альбом Дмитрия Илюшина «100 православных мест Ульяновской области». Подробную исследовательскую работу провел отряд «Поиск» при Аргашской основной общеобразовательной школе. А старшее поколение наверняка помнит фильм «Звезда пленительного счастья» с Игорем Костолевским в главной роли, снятый по мотивам жизни Ивана Анненкова.