Общественный транспорт Ульяновска давно и, кажется, безвозвратно перестал выполнять свое главное предназначение — социальную функцию по обеспечению для населения возможности получать транспортные услуги.Даже ПАТП-1, которое контролируется администрацией города, давно превратилось в самую заурядную фирму по выкачиванию денег из карманов пассажиров. Но не за счет повышения качества услуг, а с точностью до наоборот. Об этом свидетельствует ситуация,которая в начале ноября сложилась на маршруте №112 центр — УГСХА.
Еще в начале октября губернатор Сергей Морозов утвердил подготовленные областным Минтрансом стандарты качества организации транспортного обслуживания населения. Новые стандарты регламентируют работу общественного транспорта вплоть до мелочей. Казалось бы, пассажирам остается только наслаждаться комфортом в общественном транспорте.Однако этого не происходит. Более того, ульяновцы постепенно лишаются даже того минимума удобств, которыми они пользовались ранее.
То ли в качестве альтернативы, то ли в качестве насмешки над новыми губернаторскими комфортными стандартами с 1 ноября 2012 года в ПАТП-1 сократили количество автобусов, обслуживающих маршрут № 112 Центр — УГСХА и внесли изменения в рас¬писание. Сейчас маршрут обслуживает всего один автобус. Старое рас¬писание, действовавшее до 1 ноября, было удобным для студентов УГСХА, как основных пассажиров маршрута, поскольку автобус прибывал из центра к стенам академии в 8.00-8.15 утра, то есть незадолго до начала первой пары лекций.
Сначало, в результате весьма свое¬образного коммерческого зуда у представителей диспетчерской службы ПАТП-1, единственный автобус на этом маршруте начинает свой первый рейс в центре в 6.30 утра и прибывает к академии за час до начала занятий. Правда, у студентов, особенно для тех из них, кто живут на Нижней или Верхней Террасе, есть альтернатива. Вместо второго автобуса по этому маршруту транспортники пустили маршрутное такси, которое физически не может вместить всех, кому нужно успеть приехать в уч¬хоз к началу занятий. Не попавшие в эту маршрутку, могут добраться до вуза с пересадками — сначала до Нового Го¬рода, оттуда на маршрутке, которая ходит до УГСХА.
В ПАТП-1 объясняют снятие с маршрута одного автобуса тем,что его поездки,когда он якобы ездил полупустым приносили предприятию сплошные убытки, поскольку проезд в автобусе стоил, по мнению транспортников, какие-то жалкие 30 рублей. Но когда это удобный для студентов и отмененный рейс в сельхозакадемию мог быть полупустым? Разве что, летом, во время каникул. В остальное время салон автобуса переполнен и никак не мог быть нерентабельным.
Это подтверждают действия частных перевозчиков, оседлавших выгодный маршрут. Обрушившееся на них счастье они соответственно отметили дополнительным изъятием денег из карманов студентов — подняли плату с 36 руб. до 40 рублей. Дважды в день оплаченный студентом проезд, умноженный на 6 дней в неделю в течение месяца, выливается для него в довольно кругленькую сумму. А если еще за¬ставить студентов ездить с пересадками? Все это делается под постоянно звучащие лозунги заботы властей о дополнительных мерах социальной поддержки тех же студентов. Но куда студенты из сельхозакадемии денутся? Ехать все равно нужно, опаздывать на занятия никак нельзя, а если будешь долго считать деньги на остановке, то не втиснешься и в единственную маршрутку. Со всеми вытекающими последствиями
Кстати, еще в 2007 году областные и городские чиновники, курирующие пассажирский транспорт, утверждали, что к концу 2012 года маршрутки вообще исчезнут с улиц Ульяновска, что их заменят вместительные и комфортабельные муниципальные автобусы. Как мы видим, на практике, к концу заявленного срока ликвидации маршруток как вида общественного транспорта, ситуация развивается по прямо противоположному пути — маршрутки продолжают вытеснять автобусы. Причем с самых денежных маршрутов. Интересно, отмена удобного для студентов УГСХА, а потому денежного для пере¬возчиков автобусного рейса, замена его на маршрутку и повышение платы за проезд – это просто случайное сов¬падение? Или все-таки результат взаимопонимания владельцев маршруток, руководства ПАТП-1 и чиновников из транспортного отдела администрации города?
И еще,когда «в целях обеспечения дополнительных удобств для пассажи¬ров» в ПАТП-1 вносят те или иные изменения в расписание движения автобусов, спросить об этих «удобствах» самих пассажиров, зачастую, действительно невозможно даже технически. Другое дело студенты. У сельхозакадемии имеется свой сайт в Интернете, где можно было бы заранее поместить информацию о планируемых изменениях в расписании движения автобусов и спросить об этом мнение студентов. А разве нужно это руководству ПАТП-1 ? Оно само знает, что ему выгодно, а что нет. И потом, у нас в городе власти не особенно интересуются мнением куда более многочисленных социальных групп. А уж мнение бедных студентов, как показывает ситуация с маршрутом №112, тем более никому не интересно.
Василий ГОРОДОВИКОВ