К границам Ульяновской области приближается Кавказ. Он уже на расстоянии двухсот километров.
То, что происходит сейчас в Казани, где в ходе контртеррористической операции было недавно убито несколько человек, ничем не отличается от происходящего в Дагестане, Чечне, Карачаево-Черкессии, Кабарде. Почти ежедневно новости оттуда как с линии фронта: были блокированы, оказали сопротивление, в ходе перестрелки уничтожены. Дополнительно сообщается, что уничтоженные боевики («террористы», «бандиты») причастны к таким-то и таким-то преступлениям и готовили взрывы там-то и там-то. Страна, однако, так и не узнает, кто же именно был уничтожен и за что, поскольку ни следствия, ни суда, установивших и доказавших их вину, как правило, не бывает.
Абсолютно это же имеет место теперь и в Казани. Убитые «бандиты», по информации спецслужб, были участниками покушения на заместителя муфтия Татарстана Якупова, застреленного несколько месяцев назад, и муфтия Файзова, раненного в тот же день при взрыве его джипа. А еще они «готовили» крупные теракты в праздник жертвоприношения (Курбан-байрам).
Вопрос только в том, зачем их надо было убивать, ведь можно было блокировать в доме и взять живыми. Не имея возможности выйти, они не смогли бы и ничего взорвать.
Эксперт по исламу Гейдар Джемаль, комментируя по телеканалу «РБК» казанскую спецоперацию, заявил, что сказать, кого именно убили, невозможно. Это вообще, может быть, совсем не то, о чем говорят официально. То есть никакие не радикальные мусульмане, а, например, борьба властных вообще и силовых структур, в частности, между собой. Возможно, это действительно связано с покушениями на руководство муфтията, но связано совсем не так, как представляют.

Убитые могли быть, например, исполнителями тех покушений, а сейчас возникла нужда в их устранении как ненужных свидетелей, что и было 24 октября сделано. Факторов тут может быть много, сказал Джемаль. Одним из таких факторов он назвал предстоящую в 2013 году в Казани универсиаду, проведению которой кто-то пытается помешать.
То есть запугивают студентов, внушая им мысль, что на соревнования универсиады им лучше не приезжать. Но наблюдая то, что происходит в России – все эти нарастающие репрессии за мнения, не совпадающие с мнением власти, удушение любой свободной мысли, сворачивание демократических институтов или их извращение, как в случае с выборами, – студенты и так стоят, вероятно, перед вопросом: ехать или не ехать? Если ехать, значит, невольно поощрять российские власти на продолжение их нынешней политики, не имеющей ничего общего с цивилизованным миром, и брать на себя часть ответственности за будущее и России, и мира. Так, может, лучше и правда не ехать? По крайней мере, это будет честнее.
Артур Таниев