Почему администрация Ульяновска не замечает проблем вывоза мусора?
В последние месяцы проблеме благоустройства Ульяновска, в том числе вопросам сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), уделяется большое внимание. По мнению участников рынка и наблюдателей, руководство города вроде бы демонстрирует искреннюю заинтересованность в наведении порядка на улицах и во дворах областного центра, включая контейнерные площадки, однако не предпринимает для этого действенных мер, способных исправить положение. Яркий тому пример – отсутствие единой схемы расположения контейнеров и контейнерных площадок, норм накопления мусора, а также полная безнаказанность лиц, сваливающих мусор куда ни попадя.
«Великое переселение» контейнеров
В настоящее время сфера сбора и вывоза ТБО в Ульяновске претерпевает серьезные изменения, которые, впрочем, носят неоднородный характер. В Ленинском., районе и ближнем Засвияжье повсеместно появились новые пластиковые евроконтейнеры, мусор из которых сгружается в мусоровозы-иномарки. Все преимущества европейского подхода к обращению с ТБО успели почувствовать как оператор, так и жители домов. На контейнерных площадках стало заметно чище, поскольку и новые контейнеры, и мусоровозы обладают большей вместительностью. В других районах города ситуация, к сожалению, пока не меняется…
Вместе с тем в городе существуют общие для всех операторов проблемы, которые не позволяют развиваться сфере сбора, вывоза и утилизации ТБО в целом.
Первая из них состоит в том, что в городе до сих пор не разработана и не принята согласованная со всеми профильными ведомствами и структурами единая схема размещения контейнеров и контейнерных площадок. Для чего она нужна? Все, кто бывал в цивилизованных европейских странах, обратили внимание, что емкости для сбора мусора у них устанавливают в непосредственной близости от жилья, зачастую – вплотную к нему. К сожалению, существующие в нашей стране санитарные нормы, предусматривающие установку контейнеров для сбора мусора не ближе 20 метров от жилья, в нынешних реалиях явно устарели. Найти в жилом массиве города, не говоря уже о частном секторе, площадки для их размещения, отвечающие двум основным требованиям – равноудаленность от потребителей и техническая возможность забора мусора, практически не реально. Жители часто жалуются на «соседство» площадок, и власти, идя у них на поводу, переносят контейнеры, иногда в ущерб удобству других жителей или возможности подъезда мусоровоза. Будь согласованный документ с четким указанием местоположения каждой площадки, подобных постоянных «переселений» контейнеров не происходило бы.
Кроме того, внедрение современных европейских технологий в сфере сбора и вывоза ТБО влечет за собой необходимость реконструкции большинства имеющихся контейнерных площадок. Суперсовременные мусоровозы иностранного производства очень габаритные и не к каждой площадке могут подъехать. Поэтому многие привычные жителям контейнерные площадки уже перенесены, что также вызывает недовольство некоторых ульяновцев. Очевидно, что большую часть площадок необходимо реконструировать в соответствии с нормами. Но кто должен этим заниматься?
Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям местных органов власти. В Ульяновске эта роль возложена на городскую администрацию. В 2008 году специальным Постановлением главы города № 2704 был утвержден Порядок обращения с бытовыми и промышленными отходами на территории Ульяновска. В документе подробно описано, как должны выглядеть контейнерные площадки; прописано, что контейнеры должны быть оборудованы крышками, описан порядок сбора отходов и так далее. К сожалению, Постановление является декларативным и остается лишь на бумаге.
Несмотря на то, что строительство и содержание контейнерных площадок должно финансироваться за счет муниципального бюджета, некоторые операторы рынка готовы взять эту работу на себя, вложив собственные средства. Но, оказывается, и это не реализуемо, так как в каждом случае необходимо согласование с городской администрацией места их размещения.
Откуда берутся свалки?
Еще одна проблема, не позволяющая навести порядок в городе, – отсутствие реальной ответственности тех, кто обращается с отходами не по правилам. Касается это как юридически, так и физических лиц, живущих в частных домах. Действующими Правилами благоустройства города Ульяновска предусматривается обязанность собственника или нанимателя частного домовладения иметь документы, подтверждающие факт законного удаления отходов (договор или квитанция об оплате услуги). Отсутствие документа является нарушением, которое ранее предусматривалось статьей 5 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях и влекло за собой штраф в размере до 2500 рублей. Однако законодатели в апреле 2012 года эту норму отменили. В итоге домовладельцы, не желая заключать договоры на вывоз ТБО, выносят свой мусор либо на контейнерные площадки многоквартирных домов, что приводит к захламлению и росту себестоимости услуги для других потребителей, либо выкидывают «по дороге». Воздействовать на таких людей стало еще сложнее. По словам участников рынка, сегодня необходимо срочное принятие мер административной ответственности для жителей частного сектора. Тогда, возможно, не нужно будет тратить столько бюджетных средств на ликвидацию несанкционированных свалок.Не желают заключать договоры на вывоз ТБО и руководители некоторых предприятий и организаций, индивидуальные предприниматели. Они также, как и безответственные частные домовладельцы, относят свой мусор на контейнерные площадки многоквартирных домов, а порой свозят строительный мусор туда целыми машинами. Грешат этим, к сожалению, и управляющие компании, и муниципальные предприятия, стаскивая на контейнерные площадки горы веток после обрезки деревьев. В итоге не рассчитанные на такое количество отходов площадки захламляются, а жители домов, которые исправно оплачивают услугу, совершенно необоснованно выставляют претензии мусорщикам. Полномочиями по привлечению к ответственности нерадивых хозяйствующих субъектов обладают Роспотребнадзор и региональный Госэконадзор. Нарушение закона часто налицо – имеются соответствующие фотосвидетельства, – однако реального контроля за нарушителями нет, никто не привлечен к ответственности.
8 ноября в ходе публичных слушаний обсуждались новые Правила благоустройства Ульяновска. В проекте, кажется, предусмотрено все – вплоть до закрепления каждого участка земли за конкретными организациями и частными домовладельцами, однако и там не содержится норм, обязывающих заключать договоры на вывоз ТБО. Возникает вопрос, зачем вообще нужны Правила, если отсутствует контроль за их исполнением и не предусмотрено наказание за пренебрежение ими?
Наконец,Ульяновск является одним из немногих городов, в котором отсутствует утвержденная норма образования отходов от населения. На сегодняшний день управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК количество контейнеров и график вывоза мусора определяются самостоятельно. При этом часть организаций, выполняя существующие санитарные нормы, определяет для себя ежедневный график вывоза отходов и достаточное количество контейнеров. Другие, экономя деньги, а зачастую пуская их на другие цели, считают достаточным установку всего нескольких контейнеров и определяют график их вывоза «по заявкам». Как правило, к моменту выполнения такой заявки контейнерные площадки оказываются буквально завалены мусором. Установление норматива образования отходов на одного жителя, который рассчитывается по утвержденной методике, позволит определить точный объем отходов, образующихся от каждого дома, а, следовательно,и необходимый объем услуги по вывозу ТБО. Это позволит содержать контейнерные площадки города в чистоте.
О всех существующих проблемах городское руководство прекрасно знает. Более того, на необходимость приведения норматино-правовой базы этой сферы в порядок горадминистрации не раз указывал губернатор области Сергей Морозов. Однако дело с мертвой точки так и не сдвинулось.
Алексей КОВАЛЕВ