Несколько дней назад прокуратура Ульяновской области официально заявила, что настаивает «на возбуждении уголовного дела по факту незаконного расходования региональным министерством сельского хозяйства бюджетных средств».

В сентябре текущего года индивидуальный предприниматель из посёлка Поливаново Барышского района Юрий Филиппов получил от Минсельхоза области грант почти на семь миллионов рублей. Процедура давно отработана. Сельчанин подаёт заявку, оформляет необходимые документы и готовит бизнес-план. Решение о признании заявителя получателем гранта принимает специальная комиссия.

Так было и в этот раз. С той лишь разницей, что прокуратуру заинтересовало, почему далекому не рядовому сельскому предпринимателю достаётся целых семь миллионов рублей, цитата: «указанный бизнесмен никакого отношения к крестьянско-фермерским хозяйствам не имел». Правда, вскоре последовала оговорка, что сельским хозяйством он всё-таки занимается. Но вывод прокуратора сделала следующий: «… многомиллионные бюджетные средства были израсходованы Минсельхозом на цели, не соответствующие условиям их получения …» Между тем, как показала поездка в хозяйство предпринимателя, всё обстоит иначе. У представителя райсельхозуправления Барышского района Елены Козловой претензий к земледельцу нет: он использует грант строго по назначению, умело ведёт хозяйство, исправно платит налоги, расширяет производство.

В свою очередь, любой из членов комиссии может подтвердить, что деньги на развитие собственного хозяйства выдаются не за «красивые глаза». Надо доказать, что ты сумеешь правильно распорядиться грантом, отработать его, реализовать свой бизнес-план. Филиппов это доказал. Деление на крупных и мелких, к чему склоняется прокуратура, здесь не всегда уместно, даже опытные аграрии считают его условным. Достаточно сказать, что в регионе есть КФХ, которые по всем показателям превосходят государственные сельхозпредприятия.

Министр сельского хозяйства области Александр Чепухин озабочен: «Законодательством не оговаривается получение выделенных в качестве гранта бюджетных средств какой-то определённой категорией фермеров-предпринимателей. Филиппов один из немногих в регионе, кто реально занимается животноводством. Здесь всё честно. Прокуратура в связи с выдачей ему гранта проводила проверку. Но решение возбудить уголовное дело стало для нас полнейшей неожиданностью».

По результатам проверки делался упор и на тот факт, что гранты должны выделяться исключительно КФХ, а Филиппов относится к индивидуальным предпринимателям. По форме, казалось бы, верно. А по существу? Вот что говорит заместитель министра сельского хозяйства области Александр Братяков: «В соответствии с Постановлением №630 Правительства России глава КФХ регистрируется как индивидуальный предприниматель. И в этом же качестве несёт ответственность по Налоговому кодексу. Другое дело, что сегодня есть расхождения в толковании понятий «КФХ» и «Индивидуальный предприниматель», соотношении норм законодательства по ним, например, с Гражданским кодексом Российской Федерации. Для устранения таких противоречий на федеральном уровне предписывается до начала 2013 года привести их к единому знаменателю. Считаю, что причиной непонимания между Минсельхозом и прокуратурой стало именно такое разночтение».

Но старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима в беседе с корреспондентом ИА Меdia 73 сообщил, что результаты проверки уже направлены в Следственное управление. Именно там будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела.

Виктор Никитин