Приказ (лат. Imperium; анг.-order) – вид акта управления, волевое, властное, официальное распоряжение руководителя, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения его подчиненными сотрудниками.Приказ должен быть выполнен быстро, точно и в срок – из юридической
энциклопедии.
Это произошло на прошлой неделе, в самый разгар рабочего дня. В нашу редакцию позвонил возмущенный глава Цильнинского района Ханяфи Рамазанов, рассказавший нам о том, как сотрудники областного Управления ГИБДД, срывают по его мнению, проведение уборки сахарной свеклы в районе. Тема показалась нам интересной, и мы решили убедиться на месте в искренности слов Ханяфи Валиевича.
Опережая события, скажем, что ситуация действительно оказалась очень серьезной. Мы узнали о том, что первые факты участившихся «проверок на дорогах» выявились еще летом, в самый разгар уборочной страды. Именно тогда на федеральной трассе «Казань-Ульяновск» был задержан свеклоуборочный комбайн одного из фермеров района, который двигался к месту работы – переезжал с одного поля на другое. Остановили его за то, что он якобы двигался без согласования и сопровождения. Однако, в соответствии с классификацией перевозимой сельскохозяйственной техники (Федеральный закон №259-ФЗ от 08.11.2007), свеклоуборочные комбайны, являющиеся самоходными машинами, не требуют согласования перевозки, и тем более, сопровождения (п. 1.2. ПДД). Более того, размеры комбайна позволяют ему двигаться по трассам, не создавая помех другим транспортным средствам. Не знать этого областным гаишникам недопустимо. Возникает вопрос о профессиональной компетентности данных сотрудников. Последующее задержание транспортного средства было весьма сомнительной мерой с точки зрения профилактики нарушений правил ПДД, ведь именно это и является главной задачей ГИБДД! Уборка свеклы остановилась. Хозяйство понесло материальные и моральные убытки.
Мы не можем не уточнить следующий момент. Сахарная свекла является стратегически важным продуктом не только для Цильнинского района, но и для всего 73-го региона, так как на его территории находится одно из крупнейших в стране предприятии по производству сахара: «ОАО «Ульяновский сахарный завод». Достаточно сказать, что общая посевная площадь сахарной свеклы в Ульяновской области составляет 21000 га, из которых 14000 га культивируется в Цильнинском районе. Это 70 % от всей посевной площади сахарной свеклы в Ульяновской области! Кроме того, 60% картофеля, 35 % овощей также культивируется именно в этом районе. Особенность сбора этих культур такова, что убирать их приходится осенью, однако сложившаяся ситуация такова, что Цильнинский район в одиночку проводит самую тяжелую в 73-м регионе уборочную компанию!
Осенние затяжные дожди, продолжающаяся уборка сахарной свеклы и вывоз ее с полей создали самую настоящую проблему по уборке сахарной свеклы. Достаточно сказать, что на участке дороги между райцентром и р.п. Цильна (на повороте от кирпичного завода по направлению к кагатным полям), практически каждый день образуется огромная очередь из большегрузных машин – в чем мы убедились лично, подъехав к сахарному заводу.
В том месте, где большегрузные машины выезжают с полей, на дороге с твердым покрытием скапливается грязь, превращая полотно, говоря образно, в «дорогу смерти». Машины выносят с полей грязь на колесах. Это особенно опасно в сырую погоду, когда на загрязненном участке образуется скользкий налет. Машина, попадая на такой участок, может потерять сцепление с дорогой и войти в неуправляемый занос. Кроме того, из-за обилия грязи автомобили не могут проехать в подъем – образуется «пробка» и огромная очередь. Данный участок дороги стал очагом аварийности. Машины здесь «летят» по прямой, в самом буквальном смысле слова – нельзя было съехать ни вправо, ни влево. Убирать грязь сельхозпредприятия, вывозящие с полей свеклу, попросту не успевают.
Глава Цильнинского района X. В. Рамазанов. «В нашем районе катастрофически не хватает сельскохозяйственной техники для уборки сахарной свеклы. В ситуации с арестованным комбайном фермера Новичкова считаю своим долгом уточнить, что его арестованный трактор, был приобретен им в лизинг, расплатиться по которому, фермер может только после того, как получит деньги за сданную им свеклу. Через неделю, также без всяких объяснений, трактор вернули ему обратно! Что это, как не срыв уборочной компании?
Мы неоднократно обращались к руководству областного ГИБДД, с просьбой помочь нам в регулировании движения на Цильнинской трассе. Вы сами убедились в том, что пробка из КАМАЗов, которые приезжают к нам даже из соседних регионов, порой составляет несколько километров, и нам как воздух, нужна помощь в организации движения на этом направлении. Ведь уже было одно ДТП. Перевернулся бензовоз и только по счастливой случайности никто не пострадал. Нет, уютно расположились в районном центре, в сухом месте, где нет грязи, как на цильнинской дороге, и начинают устраивать какие-то бессмысленные облавы (об одной из таких облав, мы расскажем ниже – от ред). Кому это надо и зачем?
Урожай сахарной свеклы в этом году составит примерно 500000 тонн. На сегодняшний день мы сдали около 250000 тонн, в сутки успеваем сдавать примерно 4000 тонн. Для полного завершения уборочного цикла нам необходимо как минимум 50 суток, и потому любое постороннее вмешательство (к тому же непонятно на чем основанное!), срывает нам и без того жесткий график сдачи свеклы! У нас итак много проблем, а тут еще и сотрудники областного ГИБДД, вставляют нам палки в колеса – по другому я назвать это не могу!
А возмутительный случай, когда в одном из сел нашего района был арестован автобус, перевозивший доярок?! Что это, как не откровенный саботаж?!
У меня обостренное чувство справедливости – ну не могу я спокойно смотреть на этого несчастного крестьянина, у которого непонятно за что арестовывают транспортное средство и тянут из него последние жилы (цитируем буквально -от ред.) – ведь по-человечески жаль его! По своей трудоемкости, уборка одного гектара сахарной свеклы, равна уборке семи гектаров зерновых культур!»
После вмешательства в ситуацию сперва главы района, а потом и губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, ситуация с тем самым фермером вроде бы разрешилась, но после этого, «визиты» сотрудников областного управления ГИБДД в Цильнинский район, стали регулярными. И даже поговаривают, что перед инспекторами в Управлении ставится вполне определенная задача надень: составить в Цильнинском районе энное количество протоколов. И если это правда, то каким образом такие приказы вяжутся с тем, что не далее как месяц назад, в октябре 2012 года, начальник Главного Управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор Нилов (видимо для особо ретивых подчиненных) подписал приказ «о прекращении практики бесцельной остановки водителей сотрудниками полиции». Сотрудникам госавтоинспекции предписывается направить все силы на борьбу с серьезными нарушениями и нетрезвыми водителями, а нарушителей скоростного режима ловить только при помощи видеокамер. Приказ был разослан во все территориальные подразделения МВД.
Приказом начальника ГИБДД также предписывается сотрудникам госавтоинспекции проводить ежесуточное распределение нарядов дорожно-постовой службы в зависимости от количества аварий на различных участках дорог. Таким образом, наряды ДПС должны теперь чаще появляться на наиболее аварийных направлениях и бороться с отдельными нарушениями правил дорожного движения. Полицейским также предписывается исключить “ориентирование личного состава на количественные показатели выявленных нарушений”.
А вот как выполняется этот приказ сотрудниками областного ГИБДД в Цильнинском районе.
По словам наших коллег из районной газеты и главы района, несколько недель назад житель районного центра, Николай К., был остановлен, и на него, без всяких объяснений, стая составляться протокол. Однако, после приезда сотрудников местной газеты и главы района, Ханяфи Рамазанова, задержанный был отпущен без составления протокола. Как рассказал К., его остановили, пригласили в машину. Видимо уже посчитав его виновным, сотрудники ГИБДД, стали составлять протокол. И только после этого проверили на наличие алкоголя. Прибор показал, что житель села абсолютно трезв. Но и после этого, его еще некоторое время держали в машине. Так его «мариновали» более получаса. После приезда главы района и сотрудников местной газеты, К. все-таки выпустили.
Кстати, весьма интересно, что сотрудники ГИББД, так и не смогли толком сформулировать причины задержания мирного жителя, который к несчастью своему, попался на глаза сотрудникам ГИБДД не в то время и не в том месте. То ли приказ начальника Главного Управления ГИБДД до 73-го региона еще не дошел, то ли доблестные сотрудники ГИБДД, право слово, истолковывают его, несколько вольно. Обратите внимание, на строчку в приказе «главного гаишника» страны о том, что наряды ДПС должны распределяться в зависимости от количества аварий на различных участках дорог. Приказы, они тем и хороши, что требуют буквального их понимания, не допускающего никакого двоякого толкования. Это вам не Федеральные законы, требующие обязательного наличия подзаконных нормативно-правовых актов. Нет, в отношении приказов, все просто: написал самый главный начальник в твоем ведомстве, что надо все делать так-то и так-то, будь добр, выполняй. То есть сотрудники областного ГИБДД обязаны были появиться в районе села Большое Нагаткино только при наличии у них соответствующей информации и статистики о том, что именно в пункте остановки ими вышеупомянутого жителя районного центра, существует высокая потенциальная вероятность аварии. Однако любой, кто был в Нагаткино, легко подтвердит вам, что усилий сотрудников местного ГИБДД, более чем достаточно для профилактики ДТП в месте нашего расследования.
К слову, если несколько абстрагироваться от ситуации в отдельно взятом районе Ульяновской области, к деятельности начальника областного ГИБДД подполковника полиции Сергея Моргачева, есть вообще масса вопросов, проанализировав которые, поневоле приходишь к выводу, почему этот человек до сих пор является начальником областного ГИБДД?
На свою нынешнюю должность он был назначен 5 февраля 2010 года (по неофициальной информации, своей чрезвычайно быстрой карьерой обязан родственными отношениями с бывшим начальником УВД Ульяновской области Анатолием Бакаевым!), начав свою доблестную деятельность с весьма странного и неоднозначного решения – убрать стационарные посты ГИБДД.
А коррупционный скандал в начале 2012 года с 42-летним командиром роты отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД по Ульяновской области, майором полиции Андреем Глущенко, признанного виновным в совершении преступления, которому суд назначил наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет в колонии общего режима и штраф в размере 30 миллионов рублей? Любопытный факт: и Глущенко и Моргачев вообще-то являются земляками. Оба они из Ставропольского края. Но в одном из своих немногочисленных интервью господин Моргачев красиво открестился от своего осужденного земляка и коллеги, заявив о том, что никогда с ним не пересекался во время своей работы в Ставропольском УВД. Вы верите в то, что два старших офицера ГИБДД, один из которых главный «гаишник», а другой сел на красивую «тему» в роте отдельного батальона ДПС, оказавшись в чужом для них регионе, абсолютно случайно оказались земляками?
А ставший практически анекдотичным, случай со светофором напротив «Ашана», когда якобы, только благодаря звонку инициатора строительства «Аквамолла», господина Рябова, напротив гигантского супермаркета поставили никому не нужный светофор, к счастью, сейчас отключенный, вследствие многочисленных жалоб ульяновских автовладельцев? Конечно, ездить с весами в Цильнинский район, чтобы за каждый лишний перегруженный килограмм сахарной свеклы штрафовать несчастных водителей КАМАЗОВ, вкалывающих сутками, куда как проще, чем проявить принципиальную позицию в общении с одним из самых влиятельных людей в регионе, кто бы спорил…
Однако вернемся в Цильнинский район. Если вы хотя бы раз проезжали мимо Большого Нагаткино в сторону Дрожжановского района Татарстана, Чувашии, Нижнего Новгорода или Москвы, то наверняка обращали внимание на весьма оригинальную трактовку сотрудниками областного ГИБДД понятия «сплошная линия» на въезде в районный центр. Представьте себе неправильной формы крест, вертикаль которого направлена в сторону трассы Цивильск-Сызрань (если не поняли – то в сторону Москвы!), а диагональ вытянулась влево вверх. То есть, чтобы повернуть в сторону цильнинской районной больницы, вам необходимо объехать всю сплошную линию, и повернуть резко влево, создавая крайне аварийную ситуацию на очень оживленной трассе. Ведь для того, чтобы объехать злосчастную сплошную, вам необходимо резко притормозить, тем самым поневоле провоцируя ДТП!
По словам главы Цильнинского района Ханяфи Рамазанова, о необходимости порезать как минимум на два метра «сплошную» неоднократно сообщалось в областное Управление ГИБДД. Однако воз и ныне там, а между тем, именно на этом участке несколько лет назад случилось жуткое ДТП с рейсовым «Икарусом» – вот бы где сотрудникам областного ГИБДД проявить «разумную инициативу, верность служебному долгу, да знание обстановки!».
И еще один любопытный штрих. Все на той же федеральной трассе «Цивильск-Сызрань», в районе села Крес-тниково, примерно в пяти км от районного центра, в одном только 2011 году, случилось 20 ДТП и погибло шесть человек. Об этом доходчиво говорит установленный здесь щит с пугающими цифрами. Так получилось, что в течение суток, мы несколько раз проезжали мимо этого места. Нами не было зафиксировано ни обещанных Моргачевым радаров, ни самих инспекторов ГИБДД! Однако эти инспектора отчего-то полюбили совершать визиты в тихое и мирное Большое Нагаткино. Согласитесь, поневоле задумаешься над такой избирательностью!
В конце концов нас одолело любопытство. Лично убедившись в том, что налицо как минимум предвзятое отношение к цильнинцам со стороны сотрудников областного Управления ГИБДД, мы не могли не задаться естественным вопросом: а чем вызвано столь странное внимание, к в общем-то благополучному во всех отношениях району?
Мы провели некое подобие разведопроса (да не обидятся на нас профессиональные сотрудники спецслужб!) и поговорили с двумя бывшими сотрудниками ГИБДД, рассказавших нам об элементарной причине такого внимания к фермерам Цильнинского По их мнению, так как уборочная компания не завершилась в одном только Цильнинском районе, сотрудникам областного ГИБДД, проще выехать на «шабашки» в один из ближайших к городу районов, чем «разруливать» бесчисленные аварийные ситуации на улицах города. Как они нам сказали: от начальства далеко, а денег у фермеров много. Эта версия косвенно подтверждается откровенным признанием нескольких фермеров Цильнинского района, поведавших нам о том, что они элементарно откупились – «а куда деваться? Нам семьи надо кормить, за лизинг платить и кредиты отдавать».
Боже нас упаси, обвинять сотрудников областного управления ГИБДД в столь темных делах. Тем более, что ГИБДД известна как организация, в которой взяток не берут.
Все это грустно на самом деле. Нам хотелось бы обратиться к сотрудникам областного ГИБДД и лично к господину Моргачеву. Мы далеки от какой-бы то ни было иронии по отношению и к вам лично, и к вашим сотрудникам. Но право слово, одно дело анекдоты о «честности» ГИБДД, а другое, когда ты лично убеждаешься в том, что это вовсе не анекдоты, а, увы, печальная российская действительность.
Вам никогда не казалось, что Вы сами заслужили подобное отношение к себе?
Р.5. Эксклюзивно для жителей Ульяновска. Если не дай Бог попадете в ДТП, то можете не задаваться вопросом о том, почему сотрудников ГИБДД нет, даже спустя несколько часов после аварии, А их и не может быть! Скорее всего, они в районе Цильны, с весами в руках, подстерегают работяг на КАМАЗах и фермеров, везущих свой урожай с полей. Вдруг на пару килограмм перевес? Ведь это гораздо интереснее выполнения скучных ведомственных приказов и профилактики аварийных ситуаций на дорогах…
Михаил ЯШИН