Клуб «Симбирский глагол»
Заседание ведёт Жан Миндубаев
Гость клуба – Николай Марянин
Визитная карточка гостя:
Николай Марянин – журналист, поэт, краевед. Работал редактором, собкором в газетах Поволжья и в федеральных изданиях.
Автор книг «Спасение от безумия», «Бог умер», «Звёздный ковчег». Лауреат поэтических конкурсов «Первая роса» (Ульяновск), «Слово» (Уфа), «Посох и лира» (Красноярск). Автор текстов двухсот песен, нескольких гимнов, в том числе Ульяновской области, городов Ульяновска и Читы. Автор многих краеведческих публикаций. Лауреат журналистских премий. Соавтор книг «Россия, ХХ век. История 100 семей» (Харьков), «Путеводитель по Спасскому району Республики Татарстан» (Казань).
От ведущего Клуба.
Эксперименты разума
Существует мнение, что в поэзии всё давно написано, всё сказано, все размеры, формы и способы использованы, и ничего нового придумать больше нельзя. Но эксперименты разума всё же продолжаются, подтверждением чему служит опубликованная ниже подборка стихотворений поэта Николая Марянина. Кому-то это покажется чудачеством, кого-то, возможно, будет раздражать, но нельзя не согласиться, что что-то оригинальное в этом всё-таки есть. Например, последнее ноу-хау Марянина – дуальная поэзия, новый способ перекрёстного стихосложения. Суть его заключается в том, что в обычное стихотворение, читаемое по горизонтали, во время сочинения встраивается прописными буквами второе стихотворение, которое можно прочитать по вертикали («Рябиновая кровь» и «Удушающий плен»). При этом предпочтительно, чтобы встраиваемые слова не были разбросаны внутри строк, а располагались друг под другом по прямой линии или синусоиде. Содержание двух пересекающихся стихотворений может перекликаться по смыслу, или быть абсолютно не связанным друг с другом. Вертикальное стихотворение в печатных изданиях можно также выделять не прописными, а строчными буквами, жирным шрифтом. Или же вообще не выделять и создавать зашифрованные стихи с тайными посланиями-дуалями, которые читатели будут разгадывать, как кроссворды…
Можно поэкспериментировать и с созданием новых слов, рождающих новые поэтические образы: люДинозавры, жлОБщество, челоВЕКтор, слоВОдоворот, моИволги, моИстины. («люДИнозавры» и «Моистины»). Или же максимально использовать в одном стихотворении все рифмы к одному слову, например, «небо» («А мне бы в небо»). И ещё можно попробовать сочинить стихотворение из одних прилагательных, чтобы в нём обязательно присутствовал сюжет («Скромная»). Или же срифмовать строчки не по окончаниям, а по серединкам слов («Возвращайтесь, любимая»).
А вот идея из области высшего пилотажа: написать каждое четверостишие стихотворения из слов, содержащих только две одинаковых согласных буквы («Коррупция»). Ну, а эта задача попроще – использовать в коротком стихотворении все 33 буквы русского алфавита («Чудо-азбука»).
Есть у Марянина ещё и поэма, которую тоже можно отнести к экспериментам разума. Но её читали только несколько самых близких друзей поэта, и он поклялся никогда её более никому не показывать. Написана она на спор классическим четырёхстопным хореем в пору безответственной молодости, на кону стояли два литра коньяка. В поэме использовано более 360 нецензурных слов и выражений, причём нет ни одного повтора, и, к удивлению, ни одного цензурного слова тоже нет, все слова поэмы в словаре Ожегова отсутствуют…
Но это к слову, ниже опубликованы вполне цензурные эксперименты разума Николая Марянина.
РЯБИНОВАЯ КРОВЬ
…крадётся ЧЁРНЫЙ век на мягких лапах,
овеществлённый ЖЕМЧУГом греха,
и льётся в мир ЧЕРЁМУХовый запах,
как слог преКРАСНЫЙ в таинство стиха,
но в этом адском ЖЕМЧУГе порока
вскипает вновь РЯБИНовая кровь,
и буйно колоБРОДИТ раньше срока
среди покоеВ ЦАРСКИХ нелюбовь:
она в ХОРОМАХ дьявольских пылает,
где ТОЛЬКО мрак в потерянной глуши,
и буйный ВЕТЕР дерзостно гуляет
по замку ОДИНочества души…
…покой оСТАЛся где-то в преисподней
полуПУСТЫМи строфами добра,
и осветИлся замысел господний
НЕНУЖНЫМи зарницами костра,
в которых ГОЛОС осени грядущей
звучит сильнее ЛЕТНЕГО дождя,
а яркий всполох ДНЯ над дикой пущей,
к блаженстВу ОЖЕРЕЛЬЕм восходя,
не хочет дать ЖЕМЧУЖНОМу закату
себя волной осТЫвшей поглотить,
и мысль, что не УШЛА ещё к возврату,
вновь тянет ОТ МЕНЯ живую нить…
…втекают в хАос вечного движенья
гексаэдроВ ОКОННЫХ зеркала,
где прячутся в ПРОЁМАХ отраженья
гвардейцев КАКофонии и зла,
и сквозь земли ДУШИстый тонкий запах,
как ГОСПОДИН порочного стиха,
крадётся ЧЁРНЫЙ век на мягких лапах,
овеществлённый ЖЕМЧУГом греха,
плоды ЧЕРЁМУХ дарит раньше срока,
как миг преКРАСНЫЙ первая любовь,
и в этом адском ЖЕМЧУГе порока
вскипает вновь РЯБИНовая кровь…
УДУШАЮЩИЙ ПЛЕН
…земную судьбУ ПОЭТАпно смиряя,
ловчит заВСЕГДАтай растраченных лет,
и муЗА ДУШОЙ возрождённой из рая
сквозь козНИ ГРОША выплывает на свет:
сердца ПОТОМУ и объяты волненьем,
а музыка жизнИ ПОЛНА перемен,
что медленно мучает нас ВДОХНОВЕНЬЕМ
божественных слов уДУШАющий плен…
люДИнозавры
Поможет ли природы архитектор
в рефлексии космической глуши
понять, куда направлен челоВЕКтор
развития обманутой души?
Известно всем: вначале было слово,
и слово было Бог, молва не врёт,
но слоги языка полуживого
заворотило в слоВОдоворот…
Безумство и величие эпохи
легко сплелись в объятьях жадных рук,
когда подставы, подлости, подвохи
усваивало жлОБщество вокруг!
Интриги под фанфары и литавры
возвысили все мерзости Земли,
и обрекли себя люДИнозавры,
зажатые во времени щели.
Большие, неуклюжие, пустые,
без совести, без чести, без стыда:
пророчат судьи им и понятые
последний планеТАнец в никуда…
Дыша возмездьем в каменные лица,
под музыку огня и ветра вой
промчится грозной смерти колесница,
как колеСОлнце по косМОСтовой!
И весть благая сквозь чужие сферы
вселенское звеЗДАние пронзит:
люДИнозавры вымерЛИцемеры,
фашиСТихия миру не грозит…
МОИСТИНЫ
«Дичок привит, и вот – гибрид!
Моягода, мояблоня!..»
Семён Кирсанов.
Над розовой метелью иван-чая,
в хмельном разливе радужных лучей
твоиволги поют, зарю встречая,
моиволги – грустят в тени ветвей.
Поляны, перелески и долины
дарами мимолётными полны:
твоягода – со сладостью малины,
моягода – с кислинкой бузины.
Вздымаются волной переживанья
смущённых душ у страсти на меже:
твоистины – в начале созреванья,
моистины – утрачены уже.
Природа в благоденствии сонливом
зажгла в сердцах священные костры…
Твояблоня горит густым наливом,
мояблоня – истлела от жары.
В угоду обретеньям и потерям,
нахлынувшие призрачно года
твоюность вознесли в прекрасный терем,
моюность – схоронили навсегда.
А МНЕ БЫ – В НЕБО
Дано ли знать, где та земная верфь,
способная ладье дать крылья Феба?..
В навозе жизни ползаю, как червь,
а мне бы – в небо!
Убожество порой влечёт найти
хотя б глоток воды и корку хлеба…
Ведут по кругу ложные пути,
а мне бы – в небо!
И к жертвоприношению опять
зовёт из тьмы языческая треба,
пытаясь обратить движенье вспять,
а мне бы – в небо!
Ускорю шаг, и страх переборю,
легко запрыгну на подножку кеба,
и даже шхуну в море усмирю…
А мне бы – в небо!
Так хочется ущербному уму
дознаться, в чём души моей потреба?..
С покорностью свой крест земной приму,
а мне бы – в небо!
Святая вера в завтрашний расцвет –
всего лишь затяжной эффект плацебо…
Под тяжестью сгибается скелет,
а мне бы – в небо!
Я истину найду, в дурном бреду
спасаясь от эпохи ширпотреба,
и на два метра вглубь земли уйду…
А мне бы – в небо!
СКРОМНАЯ
Нежная, прекрасная,
гордая, счастливая,
искренняя, ясная,
добрая, красивая,
милая, невинная,
радостная, странная,
робкая, наивная,
стройная, желанная,
пылкая, достойная,
близкая, манящая,
ласковая, знойная,
жаркая, пьянящая,
жгучая, согласная,
смелая, влюблённая,
трепетная, страстная,
грешная, безвольная,
сладкая, дрожащая,
плачущая, томная,
гаснущая, спящая…
Прежняя и скромная.
ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ,
ЛЮБИМАЯ
Возвращайтесь, люби-
мая, из ниотку-
да, где гроздья ряби-
ны забвеньем оку-
таны, и над поля-
ной – туман заклина-
ния душит прокля-
тием воспомина-
ний. Не плачьте, люби-
мая, слёзы обман-
чивы, и от оби-
ды не могут туман-
ной спасти в одноча-
сье ранимую жен-
щину, знавшую сча-
стье и радость блажен-
ства. Скорей возвращай-
тесь, пока всепроще-
ние прошлыми тай-
нами сердце не ще-
мит, и снег отчужде-
ния напрочь раста-
ял, суля возрожде-
ние прежних мечта-
ний. Любимая, па-
дайте в омут дове-
рия, чтобы из па-
мяти те же мгнове-
нья взошли поцелу-
ями в жарких объя-
тиях, будто разлу-
ки и не было дья-
вольской. Жгите, люби-
мая, лёд расстава-
ния страстью губи-
тельной, к звёздам взвива-
ющей, не отвращай-
те сверхтаинство ю-
ное, и возвращай-
тесь в обитель свою.
КОРРУПЦИЯ
В этой отаве ответа
Вата витает, и вот –
Витиеватое вето
Ветви увитые вьёт.
Ты это кто тут такая?
Такт утекает, как ток…
Тати, откаты катая,
Так укатают каток!
Куй из оказий заказы,
Какай, коза, кизяки:
Кузек и заек указы –
Как у заик языки!
Зрей и, зарю разрезая,
Зри из-за ризы озёр,
Зразой заразы из рая
Зыря зеро и разор…
ЧУДО-АЗБУКА
Мне на праздник Дед Мороз
чудо-азбуку принёс:
ну-ка, выучу её:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё,
и продолжу без проблем –
Ж, З, И, Й, К, Л, М,
а потом ещё прочту –
Н, О, П, Р, С,Т, У,
и добавлю от души –
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы,
напоследок будет так –
твёрдый знак (Ъ) и мягкий знак (Ь),
а в итоге, знаю я,
очень просто – Э, Ю, Я…
У кого желанье есть
чудо-азбуку прочесть,
буквы тот от А до Я
быстро выучит – как я!
Словарь Даля
Скорее это речевые экскременты, коими набита башка экспериментатора окололитературного сортира Марянина, куда первым наведался мэтр журналистики Миндубаев. Ну и как, Жан Бареевич, не поташнивает?
Екатерина
Из вас, уважаемый “Словарь”, зависть прямо так и сочится, наверное, в собственном творчестве похвастать нечем… А здесь пусть спорные, но очень талантливые вещи, не видеть этого может только обиженный чем-то графоман.