Как известно, города США сегодня лидируют в мире по уровню благоустройства. Там настолько все продумано, механизировано-автоматизировано, что рядовому россиянину, даже жителю столь благоустроенного, по чиновничьим меркам, города, как Ульяновск, не стоит сразу, рискуя психическим здоровьем, без предварительной подготовки окунаться в этот рай благоустройства. Но наш губернатор, как отнюдь не рядовой россиянин, к тому же за 7 лет немало поездивший по заграницам, рискнул-таки окунуться в это пресловутое заокеанское благоустройство.
Воротясь из дальних странствий, Сергей Морозов вместе с Главой Ульяновска Мариной Беспаловой провел объезд-ревизию областной столицы на предмет состояния благоустройства. Увиденное благоустройство, особенно в сравнении с американским, в очередной раз настолько потрясло губернатора, что он на ближайшем городском аппаратном совещании поступил, согласно завету Александра Суворова «Бдение начальника — лучшее спокойствие подчиненных. Прозорливость оного побеждает нечаянности». Поэтому Сергей Иванович устроил форменную выволочку небдительным городским чиновникам.
В начале совещания, по-видимому, для «разогрева», была представлена информация комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта. Она была будто написана под копирку с предыдущих заседаний. Пожалуй, нечто принципиально новое в отчёте комитета нашел для себя лишь его председатель Ильдус Юсупов, который читал написанное на бумажке явно впервые, с большим трудом, запинаясь. Иногда ему приходилось дважды перечитывать одну и ту же фразу. Вероятно, для того, чтобы самому понять ее смысл. В итоге зачитывания написанного для участников совещания так и осталось непонятным, почему при сохраняющейся теплой погоде ремонт дорог не продолжается и как же будут убираться остановки общественного транспорта?
Первой вопрос господину Юсупову задала Марина Беспалова. Ее интересовало, когда в Ульяновске все-таки начнут убирать вовремя не только дороги первой и второй категорий, но и третьей, и даже четвертой. «Пылесосы, вроде, есть, а дороги не пылесосятся. На упице сухо, пыль. У бордюров никто грязь не собирает», – недоумевала Глава города по поводу нераспорядительности своего назначенца. Ответ председателя, как обычно, был сух и лаконичен: «Четыре имеющихся пылесоса работают ежедневно, хотя, безусловно, есть и трудности». Но на прямой вопрос Марины Павловны ответа так и не последовало. Впрочем, Глава города удовлетворилась и таким, более, чем сухим, ответом своего подчиненного. Далее развивать тему дорог третьей и четвертой категорий она не стала.
А вот губернатор остался неудовлетворенным: «Что меняется? Количество дырок на дорогах увеличивается. В субботу проехал — никто не ремонтирует дороги. Почему аварийные ситуации на дорогах?». Сергей Морозов объявил чиновникам, что игнорированием «дырок» на дорогах теперь займутся сотрудники ГИБДД, которым дана команда нещадно штрафовать за это чиновников. О том, что многие из «дырок» образовались в результате кампании по капремонту дорог, длившейся несколько лет под руководством самого Сергей Ивановича, он вспоминать не стал.
Сергей Иванович не стал давить на городских чиновников авторитетом своего заокеанского вояжа по благоустроенной Америке. Но упомянул, что даже в России, в частности, в Москве, дороги ремонтируют круглосуточно и круглогодично. На что чиновники вопреки правилу, выведенному еще Салтыковым-Щедриным, «не к тому будь готов, чтобы исполнить то или другое, а к тому, чтобы претерпеть», заявили губернатору, что в данный момент на асфальтовом заводе разогревают битум для работы. В результате чиновники вызвали на свои головы очередную порцию губернаторской отповеди: «Что вам мешало начать готовить его в 4-5 часов утра? Мы купили, как вы просили, хороший завод, а люди как возмущались, так и возмущаются. А вы по 3 дня разогреваете печку. Час поработали — уже темно. А если дождь? Получается стиль работы с июня по сентябрь, а потом, как у крестьян было, лежат до очередного мая месяца. На перекрестке улиц Гончарова и Ленина, в самом центре, города, в асфальте дыра. Всю осень говорил!». Эта губернаторская выволочка, устроенная городским чиновникам, конечно, выглядела бы впечатляющей, если бы не одно «но». Речи такого содержания он произносит уже почти в течение 7 лет на совещаниях различного уровня. Но воз, если и сдвинулся за все эти годы, то совсем чуть-чуть, даже несмотря на гигантские траты из областного бюджета на эту сферу. И увольняли чиновников, и даже сажали, вплоть до министров. А что толку?
«Я так и не уловил, что будет меняться в предстоящем сезоне, который обещают снежным. Куда нам прямо сейчас поехать с Главой города, чтобы убедиться, что работы идут?», – продолжал донимать чиновников губернатор. Ему пообещали предоставить информацию о таких рабочих точках в городе. Но не ранее, чем через час. Губернатор проверил-таки предоставленные ему сведения, о чем сообщил в своем блоге: «Врут и даже не краснеют… Сразу же попросил своих помощников проехать по обозначенным точкам. Результат вполне ожидаемый: ни дорожников, ни ремонтной техники. Только вот эти ямы».
Вполне вероятно, что другим отзвуком американской поездки губернатора стало проявленное им в очередной раз недовольство состоянием остановок общественного транспорта: «Остановки в супербезобразном состоянии!». Глава администрации Ульяновска Александр Букин раскрыл причину, в силу которой остановки находятся в столь плачевном состоянии: «У нас на сегодняшний день количество дворников для обслуживания остановочных павильонов там, где сделаны ограждения, пока недостаточно». Тему недостатка дворников, и не только для уборки остановок общественного транспорта, Глава администрации города Александр Букин поднимает уже не в первый раз. Но и во дворах, и на улицах состояние «пока недостаточно» многие годы продолжает оставаться неизменным. А кому, как не ему лично нужно решать эту проблему? Ведь от слов, даже правильных, произносимых на совещаниях, но не подкрепленных реальной практической работой, эта проблема сама собой не резрешится.
Сейчас, пока снег еще не выпал, Глава администрации, кажется «дозрел»: «Хотим мы или не хотим, нам придется увеличивать количество дворников. А также увеличить количество дворников по «Ульяновскэлектротрансу». О том, будет ли увеличиваться количество дворников, убирающих не только остановки, но еще и дворы, и улицы, господин Букин ничего не сказал. Оно и понятно: для того, чтобы увеличить количество дворников, городским властям нужно будет преодолеть сопротивление руководителей управляющих компаний, явно экономящих на дворницких зарплатах. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что, согласно заявлению директора «Ульновсдорремсервиса» Валерия Безрукова, ни одной заявки на трудоустройство дворников к нему не поступало. Итог дворницкой проблеме подвела Глава города: «Язык уже оббили. Даже заявки не делаем, что дворников не хватает».
Интересно, какую страну нужно еще посетить ульяновскому губернатору, чтобы город, наконец-то, пусть и не стал благоустроенным по-американски, но хотя бы соответствовал своему статусу второго по благоустроенности города России? Может, Сергею Ивановичу стоит посетить Японию и попытаться внедрить в Ульяновске практику соблюдения нашими чиновниками самурайской этики?
Юрий КОРАБЛЁВ