Летние ремонтные кампании 2012 года, завершающиеся в Ульяновске глубокой осенью, показали, что тенденция неуправляемости в областных и городских структурах продолжает нарастать.

ЧЕГО ИЗВОЛИТЕ?
Этому в немалой степени способствуют высшие руководители области и города, отдающие заведомо невыполнимые приказы, устанавливающие нереальные сроки завершения работ. Исполнители нереальных распоряжений давно сделали для себя вывод о том, что областное и городское начальство, делая громкие заявления, просто увлекается самопиаром и само к своим заявлениям серьезно не относится. А потому исполнители спокойно игнорируют руководящие громы и молнии в свой адрес. При этом они легко срывают даже те сроки исполнения работ, которые вполне реальны.
Мы писали о том, как Глава города Марина Беспалова ополчилась на многочисленные раскопки на территории города, которые организации, производящие земляные работы, нередко просто бросают незакрытыми. Ульяновская градоначальница распорядилась, чтобы до 15 сентября на всех территориях, где проводились раскопки траншей для ремонта теплотрасс, работы были не только уже завершены, но и сами территории раскопов благоустроены. Она возложила ответственность по контролю за исполнением этих работ на Глав администраций районов. На момент заявления, сделанного Главой города, выглядело все красиво и эффектно. На деле все оказалось куда прозаичней и обернулось лишь очередной «бурей в стакане воды» – Марина Беспалова вынуждена была неоднокартно переносить сроки завершения работ до тех пор, пока исполнители либо завершили работы, согласно своим возможностям, либо, не доведя работу на прогнивших насквозь коммуникациях до конца, просто засыпали раскопы, оставив все как есть, «на авось». Поскольку начальство велело закопать, они и закопали.

ПРАЗДНИК ДОЛГОРЕМОНТА
Еще одной точкой неповиновения указующим распоряжениям начальства в 2012 года стала улица Деева в Заволжье. Изначально было ясно, что этот ремонт доставит массу неудобств жителям. Губернатор Сергей Морозов не мог пропустить такой удобный случай для пиара. Не взирая на реалии, он распорядился завершить работы не к 1 ноября, как изначально было написано в договоре, а к 1 октября. Для исполнителей работ это нереальное губернаторское распоряжение так и не стало руководством к действию. Потом Сергей Морозов в очередной раз за последние 7 лет был вынужден удивляться: «При обещании закончить работы на ул. Деева до 1 ноября по контракту, а по поручению губернатора до 1 октября, работы ведутся ни шатко, ни валко. Всех рабочих там одновременно бывает не более 5-6 человек». В очередной, и явно не последний раз, губернатор убедился, что его распоряжения игнорируются.
Иначе быть не могло. Устанавливая сжатые, но заведомо невыполнимые сроки завершения работ, губернатор сам «расхолаживал» их исполнителей. Если они заранее знали, что губернаторский срок будет сорван, то почему бы им было не сорвать и договорые сроки? Разве что, выслушают очередную порцию словесных претензий в свой адрес со стороны областного и городского руководства. Ну и что с того?
К тому же губернатор, отдавая публично распоряжение о сжатых сроках проведения работ на ул. Деева предварительно даже не поинтересовался: а смогут ли исполнители выполнить такое распоряжение? Насколько они вообще готовы к проведению работ? Руководящий оптимизм губернатора в очередной раз основывался на элементарном недостатке информации.
Когда стало ясно, что сроки завершения работ на ул. Деева будут неизбежно сорваны, на место работ была направлена депутатская комиссия, которая отметила, что в ходе проведения капремонта дороги не соблюдаются сроки исполнения контрактов, сплошь и рядом отмечается отступление от технологии. Такой «качественный» ремонт был обусловлен низким качеством проектно-сметной документации, низким уровнем организации производственных процессов, остутстви-ем сетевого графика производства работ, не проведением генподрядчиком своевременной инженерной подготовки объекта и отсутствием контроля за качеством работ.
В итоге работы на участке дороге по ул. Деева в 300 метров, общей стоимостью в 95 млн. рублей, начатые еще 6 августа, которые, без особого напряжения можно выполнить за две, максимум, три недели, растянулись на неопределенное время. В результате депутатская комиссия еще в конце сентября посетившая место ремонта, с удивлением обнаружила, что бордюрный камень здесь не уложен, в то время, как, согласно технологии, сроки укладки его давно прошли. Ну и что с того? Просто был назначен очередной новый срок завершения работ – теперь уже 28 ноября.
21 ноября на место проведения работ вновь выехала специальная комиссия, в состав которой вошли министр промышленности и транспорта Ульяновской области Андрей Тюрин, первый заместитель главы города Петр Столяров, заместитель председателя комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска Сергей Демидов и представители подрядных организаций. С удовлетворением комиссия отметила, что работа на этом участке, спустя почти два месяца после губернаторского срока, еще вовсю кипит. На Деева в конце ноября достраивали тротуары, благоустраивали прилегающую территорию, высаживали деревья и кустарники вместо снесенных в ходе ремонта.
Однако до сдачи улицы еще нужно произвести вертикальную планировку, сровнять колодцы ливневой канализации с дорожным полотном, переустановить пандусы для пешеходов. Также необходимо достроить тротуары и нанести «зебру» на проезжую часть.

ЧИНИМ КРЫШИ НЕ СПЕША
Другой ремонтной кампанией 2012 года, сроки завершения которой изначально были размытыми, стала кампания по ремонту крыш жилых домов. Объемы работ, в отличие от предыдущих лет, в этом году были намечены гораздо скромнее – на ремонт 30 объектов было выделено всего 32 млн. рублей. Куда больше город вынужден был потратить на ремонт крыш в рамках исполнения судебных решений. Согласно им, пришлось раскошелиться на 41 млн. рублей для ремонта 17 кровель.
А вот что касается сроков, то и здесь производство работ, уже традиционно, затягивается. Городскими чиновниками снова были затянуты сроки проведения торгов на право заключения договоров для исполнения работ? Или ульяновские кровельщики, в силу давно установившихся традиций, просто не могут поставить завершающую точку при нормальной погоде?
О намерении кровельщиков обязательно поработать в экстремальных условиях, на которые впоследствии можно списать все огрехи ремонта, свидельствует то, что к 19 ноября работы были полностью закончены только на 11 объектах, на 5 объектах выполнены лишь на 50-80 процентов. На одном объекте – дом ул. К. Маркса, 6 – работу вообще не начали, так как при составлении проектно-сметной документации забыли предусмотреть усиление карниза. Поэтому документацию пришлось переделывать. Как заявила Глава города Марина Беспалова на аппаратном совещании в администрации города на прошлой неделе, еще в начале ноября от бетонного карниза дома стали отваливаться куски и падать вниз, угрожая проломить головы прохожим. Одним словом, экстрим удался! Тем не менее, в середине ноября подрядчик еще только бодро планировал начать работы. Несмотря на то, что, согласно муниципальному контракту, все кровельные работы должны быть завершены до 1 декабря.
На совещании Глава города Марина Беспалова после доклада председателя комитета ЖКХ Владислава Игонина заявила с присущей ей беспощадностью: «Хватит делить между собой, между мелкими компаниями, где нет специалистов! Если не прекратите это, будете в местах не столь отдаленных!». Золотые слова! Жаль только, что к ним кровельные экстремалы и чиновники из комитета ЖКХ никакого отношения не имеют. Если Главе города известно, что кто-то что-то между собой уже «поделил», то что мешает ей прямо сейчас их отправить туда, куда она адресует уже почти год?

А ДАЛЬШЕ?
Это всего лишь три примера фактов неуправляемости со стороны властей процессами, происходящими в городе. На самом деле таких примеров намного больше, их перечень можно долго продолжать. Сегодня вряд ли в нашем регионе найдется хоть одна сфера, которой власти могли бы четко управлять, добиваясь положительных результатов, будь то очереди в поликлиниках, работа общественного транспорта в «часы пик» или попытки борьбы с коррупцией, напоминающие попытки щенка поймать свой собственный хвост.
Сколько времени могут продолжаться такие процессы сказать сложно. Альберт Эйнштейн говорил, что существуют только две бесконечности – Вселенная и глупость. Однако гений тут же говорил, что в бесконечности Вселенной он не уверен. А вот неуправляемость процессами, особенно неуправляемость со стороны властных структур, имеет свой предел. Нередко предел этот бывает ужасным по своим последствиям. В качестве такого примера неуправляемости можно привести относительно недавний развал СССР, как всего лишь один из ярких примеров того, к чему может привести замена управляемости беспредельным самопиаром. Ведь самоприащики во власти всегда так много заботятся о будущем, что на настоящее у них просто не остается времени…
Семен САБЛИН