Российский абсурд становится все более абсурдным.
Житель Омска Василий Мельниченко, фотохудожник, отправил заявление на имя председателя Следственного комитета России (СКР) Александра Бастрыкина, в котором просит его проверить, существует ли Бог. Мельниченко поясняет, почему адресовал свое письмо именно Бастрыкину – потому что считает в свете последних событий, что именно СКР – «ведомство, главное в стране по вопросам богословия и криминала».
В размещенном в Facebook тексте автор сообщает, что в 1988-м году принял крещение в одном из приходов Русской православной церкви (РПЦ) в Москве. Заплатил за обряд десять советских рублей. В обмен ему была обещана благодать Божья. Он посещал церковь, заказывал требы, делал пожертвования (в год на эти дела уходило порядка 400 долларов), но благодати так и не дождался и в 2003-м году «вышел из так называемого церковного общения».
Мельниченко просит СКР выяснить, действительно ли Бог существует, и, если доказательств тому не будет найдено, привлечь РПЦ к ответственности за мошенничество. А если ведомство Бастрыкина такие доказательства обнаружит, пишет в своем заявлении фотохудожник, то пусть проверит деятельность церкви в качестве представителя Бога. Все это, конечно, стеб, сатира, явившаяся, однако, в качестве реакции на то, что сейчас происходит в отношениях государства и церкви. И на историю группы Pussy Riot, брошенной с подачи церковников на два года за решетку. То есть реакция на превращение церкви в полицейский орган, что привело этого конкретного экс-прихожанина к глубочайшему разочарованию в православии.
О том же заявляют сегодня многие. Популярная писательница Людмила Улицкая в своей автобиографической книге «Священный мусор» приводит целое повествование о своем мучительном поиске веры и истины. Перепробовав разное, она пришла к православию и поняла, что нашла, что это ее. Ей понравилось все – и богослужения, и евангельские чтения, и обряды, и те, рядом с кем она оказалась в этом веровании. Но постепенно появилась ржавчина, которую Улицкая описывает так: «Проходит еще десятилетие, и церковь гонимая превращается на наших глазах в церковь победительную. Закрытые храмы открыты, число новых растет гораздо быстрее, чем число детских садов и домов инвалидов. То, что вызывало не вполне определенное беспокойство в восьмидесятых, в последние годы вызывает полное неприятие. Приличные господа в облачении, о которых каждый день молится огромный, плохо одетый и плохо пахнущий церковный народ, как мне с вами смириться? Моя приятельница случайно проходила через банкетный зал, накрытый в Даниловом монастыре (официальная резиденция патриарха. % Ред.) – что-то праздновали святые монахи. Прошла, отвернув лицо, как проходят мимо обнаженного человека: смотреть неловко на их роскошные столы… Заборы вокруг дворцов и вилл иерархов высоки, и нет охоты заглядывать внутрь. Стыдно… А если Христос, которого уж две тысячи лет безнадежно ждут, вдруг придет? Ведь он зашел однажды в Храм на Сионской горе, выгнал торгующих из Храма, и нет больше того Храма, одна Западная стена осталась. Не страшно?».
Мельниченко и Улицкая – каждый по-своему, но об одном и том же. О часах в миллион рублей на руке патриарха, о его квартирах стоимостью в миллионы долларов, о кровожадности иерархов в деле Pussy Riot, о миллионах нищих и беспризорников на просторах России, о жестокости и равнодушии пастырей, об абсурдности всего и вся.
Сергей Поленов