На неделе попалась в комментариях история о том, как Зюганов не решился рассказать Путину анекдот. Рассказал после журналистам. Анекдот оказался не только не смешным, но даже и не критическим. Такая «оппозиция». Из другого анекдота: «и эти люди запрещают нам ковырять пальцем в носу».
Хочется развить один ключевой тезис, который был озвучен в тексте «Общего дела». Все более партийная система современной России становится инструментом деполитизации, увода реальной повестки на уровень мелких дрязг, оффтоп бесед ни о чем и отвлечения общего внимания от реальных проблем. Партии вспоминают о реальной повестке только накануне выборов. Для того чтобы выпасть из нее буквально на следующий день. Аналитики говорят, что появившийся в результате карликовой недавней политреформочки пул новодельных мелких партий-способ распыления электората, фрагментация протестного, орудие против консолидации реальной оппозиции. Мало кто видит то, что и парламентские партии это инструмент для того же самого. Дополнительная функция– в поддержании картины существования «цивилизованных» демократических институтов и соответствия стандартам модели для полноценного диалога с мировым западным гегемоном- Западом. Под эту функцию «партиям» заводят деньги, сквозь пальцы смотрят на очень серьезные грехи (взять того же Жирика) и позволяют неплохо зарабатывать лидерам. О идеологиях речь не идет-давно общее место что слово либерально-демократическая, например, у нас означает нечто скорее наоборот. Назвать коммунистическим то, что у нас бледно розовеет на демонстрациях и редких протестах тоже не поднимается язык. Таким образом, 4 парламентские партии интереснее рассматривать скорее в антропологическом разрезе.
Давайте всмотримся.
ЛДПР. Типаж героя 90-х законсервированный из лености нулевых и частично под харизму вождя. Часто закономерно близки к криминалу или вышли из него. В любом случае характеризуются качествами «братка», «нормального пацана», человека, от политики крайне далекого, но нахрапистого и не привыкшего упускать возможности. Заслуга вождя в том, что он героику этого типа во время полнейшего хаоса смог конвертировать в политическое. Электорально собирают тех, кому близок очерченный образ. Самая откровенно неполитическая, «политическая» структура. В призме исполняемой функции можно охарактеризовать одним словом: «черте что». Не стесняется полной виртуальности и несоответствия своего названия просто ничему вообще. Вождь ради красного электорального словца смело может пообещать «демократично» помыть ноги в Индийском океане или «либерально» пообещать мужику по бабе и бутылке водки.
КПРФ. По форме и духу позднесоветский тип. Антропологически (посмотрите на вождя и его окружение) – тип застоечного бюрократа времен излета империи. Ульяновску еще повезло, что у нас возглявляет представитель не зацементированного до конца научного корпуса. На базовом, электоральном уровне – типаж честного, верного себе старика. На фоне общей некомпетентности, процветает вполне оправданная паранойя по поводу что «опять хотят обмануть», недоверие и скепсис ко всему новому. Отсюда общий невысокий уровень интеллекта и пробуксовка во всем, что касается реальных дел (не знаю как у кого, а у меня перед глазами иллюстрацией встаёт газета «Левый марш»). Цепко держится за то, что имеет, справедливо полагая, что современные хищники могут отнять и это. КПРФ могла стать властью в конце 90-х. Но испуг выхода за пределы своей роли был так велик, что бежали в панике и сдали заведомую победу. По сути все довольны и продолжают играть в игру оппозиционности, проводя декоративные мероприятия и надувая в нужный момент щеки.
СР. Типаж бизнесмена. Крепкого, цепкого, достаточно толкового для того, чтобы понимать, что основной российский бизнес сегодня – быть около власти и участвовать в перераспределении жирного нефтяного пирога, растекающегося вниз по всей общественной пирамиде. Вполне мог быть единороссом, однако или недостаточно включен или посчитал, что роль «быть рядом» получится выгоднее.
ЕР. При том, что партия власти и, казалось бы, по умолчанию «политическая» к политике опять имеет отношение вполне опосредованное. Покойный гений Черномырдин говорил как из гранита: «у нас что ни строй – будет КПСС». В точку. Но КПСС несла идеологию. В лучшие времена партия была комиссаром. ЕР как наследник КПСС наследует функцию державности и в этом является более законным наследником чем КПРФ. Стесняется этого просто в силу типа. Тот кулак, крепкий мужик, хозяйственник что составляет основу партии идеологий просто боится. Это за пределами понимания. ЕР скорее функция «заговора коммерсов», причастности к элитам. Каждый, кто шуршит рядом с властью и в направлении получения дивидендов не может не состоять в ЕР. ЕР это собственно собрание чиновничьей и бизнес элиты с редкими второстепенными делегированиями её по соседству к эсерам. В России власть принципиально одна и в одном месте. Вполне без негатива – просто констатация факта. По типу единоросс – это такой кулак, не особенно перегружающий себя заботами об общем деле (кроме случайно зашедших людей типа Чадаева), скорее озабоченный интересом частным и воспринимающий власть как возможность для себя. Прижимистый, коряжистый, естественно с собственным бизнесом подмышкой. По честному констатирую: ЕР – это элита вполне реальная и если сверху загрузить в нее идеологию и принципы, добавить комиссаров по духу и сделать на людей типа Чадаева ставку и пинками погнать идиотию купцов-кулаков к общему делу – я за. Сценарий, к сожалению, невозможный. Продолжаем шуршать.
Ненормально то, что типа взрослого ответственного мужика в современной российской политике нет. Нет типа, несущего в себе очень простую идею. Высказанную Периклом греческую идею свободы как единства двух вещей: идеи общего и идеи собственного. С безусловным первенством первой. Позволяющим побеждать кратно превосходящие силы нашествий и строить великую цивилизацию. Собирающим общие силы воедино ради всех и каждого. Придающим смысл. Русской политике нужен мужской волевой типаж человека, способного мыслить за весь колхоз, берущего на себя ответственность за принятие решений. Живущего не только сегодняшним днём, но и жизнью своих детей и внуков. Способного поставить на место распоясавшуюся (в том числе приезжую) шпану. Способного оберегать и заботиться о своих стариках и видящего это среди своих основных, данных Богом, если хотите, базовых обязанностей. А пока: есть ли у нас в строгом смысле «политическое» вообще!?
Будем надеяться. Наблюдая из зрительного зала за очередной театральной постановкой и бегающими между рядов детьми. А если действовать то только из зала. Реальные проблемы с этой сцены нам не решат.