Тарифы за услуги ЖКХ в очередной раз больно ударили по населению. Общественность вознегодовала. Страсти не утихают до сих пор. Чтобы понять суть происходящего, мы обратились за разъяснением к министру энергетики и ЖКК Ульяновской области Сергею Гигиреву.

– Сергей Владимирович, какие меры принимаются для снижения социальной напряжённости, которая обострилась после того, как цифры в платёжках потребителей резко пошли вверх?

– Мы создали в Министерстве рабочую группу, которая рассматривает проблемные вопросы в еженедельном режиме.

В ближайшее время предстоит решить несколько задач. Первое: осуществить переход на посезонную оплату за тепловую энергию, произвести перерасчёт за август и сентябрь. Второе: внедрить в практику новые требования по оплате мест общего пользования. Третье: окончательно разобраться в схеме начислений за горячее водоснабжение.

Эти вопросы, в их совокупности, дали нам серьёзную дополнительную нагрузку. Но своё решение они находят, тем более что рассматриваются в присутствии заявителей, с участием надзорных органов, таких, например, как Государственная жилищная инспекция и Департамент регулирования цен и тарифов. Помимо этого в заседаниях комиссии принимают участие депутаты Законодательного собрания области и представители общественности.

– Какие вопросы чаще всего выносятся на рассмотрение?

– Жалобы о несправедливом начислении. Причиной обращений бывают банальные ошибки, вызываемые, например, сбоями в работе или неправильной информацией с мест. При выявлении ошибки даётся указание незамедлительно её устранить, извиниться перед человеком и больше не допускать. Если она повторяется много раз, начинаем выявлять системный сбой в региональной программе начислений или в автономных системах управляющих компаний.

Предметом обсуждения всё чаще становятся вопросы оплаты жилищно-коммунальных услуг за места общего пользования или, по-другому, общедомовые нужды (ОДН). Скажу сразу: всё сделано в соответствии с действующим законодательством, которое утвердило правила предоставления ЖКХ-услуг. Здесь, конечно же, есть проблемы. Но мы, считаю, выбрали логичный путь их решения: исключили из оплаты за места общего пользования чердаки и подвалы жилых домов.

– Давайте остановимся на этом подробнее. Потому, хотя бы, что нашим согражданам в управляющих компаниях продолжают давать пояснения обратные тем, о которых вы говорите.

– До вступления в силу постановления № 354 общедомовые нужды были заложены в нормативы коммунальных услуг. Если баланс не сходился по общедомовому прибору учёта тепловой энергии, то перераспределение шло по нормативам. Баланс потерь либо воровства списывали на доначисления либо пытались «втиснуть» в так называемую «13 платёжку».

Теперь ОДН стали вписывать в платёжки отдельной строкой. И сразу же пошли вопросы. Людям непонятно, почему они должны оплачивать ЖКХ-услуги за места общего пользования: ванн и унитазов, извините, там нет, кранов горячей и холодной воды тоже. Единственная реальная услуга в таких местах – освещение и отопление. Люди начинают догадываться, что речь идёт либо о воровстве, способов которого сегодня предлагается великое множество, либо откровенном обмане. И они во многом правы: весь дисбаланс, потери в системе, причины которых только что названы, списываются на места общего пользования, причём, замечу, не в рамках потребления.

– Что можно предложить в этой ситуации?

– Переломить её. Закон № 261 «Об энергоэффективности и энергосбережении» совершенно справедливо предписывает 100-процентный переход на общедомовые и индивидуальные приборы учёта. С их наличием сводить баланс по дому будет достаточно не сложно. Если же возникает какое-либо несбалансированное потребление, то у собственников жилья появляется вопрос к своей компании: «Господа хорошие, мы поручили вам управление нашим домом. Разберитесь в причинах лишнего потребления». Управляющая компания должна выяснить, технологические ли это проблемы, когда потери тепловой энергии происходят, например, по причине нарушения изоляции теплосетей. Или это скрытые и закрытые утечки, причиной которых служат элементарный недосмотр и отсутствие дисциплины. Не исключено, что кто-то ворует ресурсы. Такие факты, кстати, многократно подтверждаются практикой: воруют электричество, холодную и особенно горячую воду, которые сегодня стоят дорого.

В любом случае, надо разбираться. Работаем с жителями по всем направлениям. Установили круглосуточный телефон «горячей линии»: (8422) 41-48-15. Каждый вопрос рассматривается по всей цепочке. Иначе нельзя, любой даже незначительный сбой несёт в себе угрозу нормальной деятельности всей системы ЖКХ. Исходим из того, что надо учитывать интересы народа и одновременно следить, чтобы жилищно-коммунальный комплекс работал стабильно, то есть, выдерживать баланс интересов.

– Пока введение оплаты за места общего пользования и установление индивидуальных приборов учёта добросовестным плательщикам ничего, похоже, кроме головной боли, не приносит.

– В чём-то готов с вами согласиться. Говоря, например, о приборах учёта, надо принимать в расчёт разницу показаний индивидуальных и домовых приборов. Она ложится пропорционально занимаемой площади на всех жильцов, независимо от наличия индивидуальных приборов учёта. Считаю, что это несправедливо. Если человек установил приборы учёта, он уже сделал первый шаг к тому, чтобы исправно потреблять и оплачивать, в том числе экономить. Если человек не устанавливает приборы учёта, значит, ему или всё равно, сколько он платит, или есть конкретный интерес. В последнем случае речь идёт чаще всего о ситуациях, когда количество проживаемых в квартире значительно превышает количество в ней прописанных.

– Сергей Владимирович, исходя из всего ныне сказанного, конкретизируйте ответ на извечно российские вопросы: кто виноват и что делать?

– По закону многоквартирный жилой дом – это общедолевая собственность. Поэтому все вопросы должны решаться на уровне собственников жилья. А любая управляющая компания это всего лишь организация, которая должна выполнять требования и волю заказчика за его деньги. Мы же сегодня имеем обратную ситуацию. Приходит человек, назову по старинке, в ЖЭУ, а его там не ждут, не хотят слушать и стараются выпроводить за порог. Нонсенс! Я плачу деньги, являюсь для вас заказчиком. Вы должны меня встречать, что называется, с хлебом-солью, чтобы я не передумал, не ушёл от вас, не нанял другую компанию, которая будет честно и добросовестно управлять моим жилищным фондом.

Чтобы так и было, собственники должны начать входить в понятные отношения с управляющими компаниями, почувствовать себя настоящими хозяевами. Мы готовы им во всём помогать. Надеюсь, что наша помощь всегда будет востребована.

Виктор Никитин