Завтра, 12 декабря, – День Конституции, праздник, несколько лет назад отмененный Кремлем вкупе с партией «Единая Россия».
То, что делают с Конституцией в последние годы, наглядно показывает, почему властям не нужен этот праздник.
Конституцию обвиняют в излишнем тяготении к монархизму, в том, что президент страны имеет в соответствии с ней царские, почти неограниченные, полномочия. Борис Ельцин, больше склонявшийся к самодержавию, чем к демократии, делал ее для себя и под себя. Все это так, но Конституция, тем не менее, гарантирует и права людей, и права народа в целом, о чем сказано сразу же в ее второй и третьей статьях. Статья 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Статья 3: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ…». И так далее.
Конституция, в общем-то, неплохая, если бы ее нормы соблюдались прежде всего государством. Но оно-то их и попирает, так что в результате конституционные гарантии превращаются в насмешку над народом, «единственным источником власти в Российской Федерации».
Статус социального государства, закрепленный в статье 7, выливается в произвол властей всех уровней и торжество дикого, гангстерского капитализма. Объявление статьей 13 идеологического многообразия обернулось всевластием «Единой России» и близкого к ней олигархата. Провозглашенные статьей 14 светский характер и отделение религиозных объединений от государства на деле означают клерикальное мракобесие и тюремный срок группе Pussy Riot. Закрепленное статьей 19 равенство всех перед законом и судом вылилось в избирательное применение законов судами. Неприкосновенность жилища (ст.25) – в издевательство над собственниками квартир со стороны власти и управляющих компаний. Право на митинги, демонстрации и шествия (ст.31) – в разгон любых акций и угрозы за их организацию и участие в них миллионными штрафами. Свободные выборы (ст.32) – в пародию и фильтры. И такое глумление почти по всем 64 статьям первой и второй, названной «Права и свободы человека и гражданина», глав Основного закона.
Конституция по определениювыше любого должностного лица в государстве, и то, что в России это сегодня не так, означает, что она у нас первая жертва, как чисто правовая, так и политическая. Ее топчут и выхолащивают. В стране принимается вал так называемых законов, идущих с ней вразрез и являющихся по большому счету недействительными, о чем в ней тоже сказано: «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ст.15, п.1).
Народ России, к сожалению, не народ Египта, которому не все равно, что делают с Конституцией. Нам пока все равно. Но в нашей Конституции предусмотрена и норма о ее самозащите: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ст.3, п.4).
Низведение Основного закона до уровня бумаги, на которой он напечатан, и есть тот самый захват власти, о котором говорит пункт 4 статьи 3, и придет, будем надеяться, время, когда этот пункт будет применен на практике. А пока – с Днем Конституции вас, уважаемые!
Василий Мельник