В последние недели «СК» опубликовал много статей, в которых люди, причастные к сфере ЖКХ, кто с большей уверенностью, кто с меньшей говорили о новых нормативах на жилищно-коммунальные услуги и, в частности, о нормативах на так называемые общедомовые нужды (ОДН). И всех этих людей поразила как будто некая эпидемия, или же они искренне не понимают, или же делают вид, что не понимают, что говорят о лжеуслугах, о том, чего в абсолютном числе домов Ульяновска нет, а их требование оплаты за «это» – элементарное вероломство.
Меня лично не удивляет, что смысл написанного на русском языке и особенно смысл написанных на этом языке нормативно-правовых актов недоступен утвердившему нормативы министру экономики области Олегу Асмусу, не царское это дело – понимать. Но и в ведомстве Асмуса, и в управляющих компаниях, и в органах власти, областных и муниципальных, и в надзорных органах есть дипломированные юристы, которые понимать обязаны. Речь сейчас о тексте Правил предоставления жилищно-коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ №354 от 6.05.2011г.
Из страницы в страницу этих Правил проводится четкая мысль: для того, чтобы услуга могла считаться услугой, в наличии должны быть инженерные сети, с помощью которых она оказывается. Мысль эта присутствует уже в первых пунктах Правил, дающих определение услуги. Например, услуга по горячему водоснабжению (п.4 пп.б): «горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общедомового имущества в многоквартирном доме». Те, кто имеет дело с абракадаброй официальных документов, не могут, на мой взгляд, не удивляться абсолютной ясности этого текста: снабжение водой, подаваемой по централизованным сетям (то, что вне дома) и внутридомовым инженерным системам в тето, те-то и те-то помещения. Формулировки, не предполагающие никаких других вариантов толкования, кроме того, что услуга есть там, где есть инженерные системы. Иначе говоря, трубы, а если их нет в подъезде, там нет и такой услуги.
Эта мысль, наряду с прочими, развивается и в других пунктах и главах Правил. Пункт 45 (глава VI): «Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется». Интересно было бы знать, как в ведомстве Асмуса понимают этот пункт, который предполагает, что услуги может и не быть, ведь по подписанным Асмусом документам платаза нее вечна, как вечно наступление дня и ночи. Или пункт 100 (глава VII): «Объем (количество) непредоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги на общедомовые нужды в многоквартирном доме при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги и норматива потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды».
А эту ситуацию, то есть факт непредоставления услуги на ОДН независимо от наличия услуги для жилого помещения, Асмус как себе представляет? И как ее можно вообще представить, если не так, что в месте общего пользования есть труба, которая вышла из строя или в нее почему-то прекращена подача горячей воды (в этой заметке наш пример с ней), и плата за время отсутствия услуги горячего водоснабжения для ОДН жильцам не начисляется.
А вообще все это грустно. Можно как-то еще объяснить упорство чиновников, настаивающих на том, что черное – это белое. Чиновники могут быть заинтересованы материально – я имею в виду откаты или взятки.
Можно понять и управляющие компании, не решающиеся признавать, что данная услуга не оказывается и платить за нее, следовательно, не нужно – УК ходят под названными выше чиновниками и от них зависят. Но как объяснить ступор прокуратуры, к которой мы обратились по поводу приказов Асмуса, утвердивших сочиненные шарашкиной конторой из Самары нормативы, больше двух месяцев назад? Прошли все сроки для ответа, но она молчит. Прокуратура тоже не понимает смысла этих Правил? Если так, то Ульяновск ушел далеко. В сторону.
Андрей Семенов