О новом порядке начислений за жилищно-коммунальные услуги сегодня не говорят, пожалуй, только жители частных домов. Большинство же обитателей квартир всерьез тревожит содержание платежек, в которых появилась новая строка – «ОДН» (общедомовые нужды), причем, порой, с приличной суммой к оплате. Коммунальщики заявляют, что проблемы, связанные с начислением платежей за коммунальные ресурсы, особенно в местах общего пользования, будут сняты в многоквартирном доме при установке общедомового и индивидуальных приборов учета. Так ли это, мы решили узнать в Группе компаний «Аметист» -единственной в Ульяновске управляющей компании, все дома которой в полном объеме оснащены коллективными счетчиками расхода коммунальных ресурсов.

Что такое ОДН?
По словам директора ГК «Аметист» Ильда-ра Сеюкова, логика вступившего в силу с 1 сентября Постановления правительства РФ №354 такая: в жилом доме жители потребляют ресурсы на индивидуальные нужды (это то, что в квартире) и общедомовые.
– Например, под строкой «Электроснабжение МОП» понимается электроэнергия, потраченная на освещение подъездов, подвалов, чердаков и работу оборудования (лифта, домофона). Домовое потребление воды связано с промывкой дома, сливами со стояков при ремонте, мытьем полов и тому подобное. Однако если раньше расход ресурсов на ОДН рассчитывался пропорционально показаниям индивидуальных приборов учета, то новый порядок предусматривает расчет пропорционально площади квартиры, – объяснил он.
Для домов, не оборудованных коллективными приборами учета, размер платы рассчитывается, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных министерством экономики Ульяновской области. Многие эти нормативы считают несправедливыми, и в этом смысле жители домов, находящихся в управлении ГК «Аметист», оказались в более выгодном положении: так как на всех домах установлены коллективные приборы учета, они платят лишь за объем фактического потребления ресурсов. Однако и здесь не обходится без проблем. Жители не понимают, почему, потребив по счетчику определенное количество воды, они должны еще доплачивать. Непонятные для жильцов доначисления происходят из-за того, что количество фактически проживающих в квартире превышает число зарегистрированных там людей. К примеру, нередко собственники сдают жилье в аренду, не оплачивая при этом счета за коммунальные услуги. Это приводит к увеличению размера оплаты коммунальных услуг со стороны жильцов в целом. Разница между показаниями индивидуальных счетчиков и фактическим потреблением коммунальных услуг неплательщиков распределяется между всеми жителями многоквартирного дома. В итоге ситуация складывается таким образом, что добросовестные горожане вынуждены оплачивать счета за незарегистрированных жильцов дома.
– Мы не раз обращались в суды, с тем чтобы обязать таких людей платить за квартиру, но, к сожалению, судьи встают на сторону собственников, – говорит Ильдар Сеюков. – То есть суд, защищая права одних, ущемляет интересы тех, кто вынужден переплачивать. Выявлять и воздействовать на незарегистрированных жильцов должны УК и жильцы за счет совместных усилий. Иного выхода пока нет. Для того чтобы исключить претензии жителей в необоснованности выставления платежей, мы решили все расчеты представить на сайте УК (www.grh73.ru). Совет дома может взять инициативу в свои руки, завести журнал учета и снимать показания приборов учета в конце каждого месяца. Пока что практика показывает, что контролирующие группы если и создаются, то месяц-два поработают, убеждаются, что расчеты верны, и перестают ходить.

Ждем тарифа на горячую воду
Не меньше вопросов и нареканий у жильцов дальнего Засвияжья вызывает стоимость горячей воды, рассчитываемая с мая прошлого года по новой методике. Жителей домов, находящихся в управлении ГК «Аметист», эта проблема коснулась в наибольшей мере, ведь почти все они – с открытой системой теплоснабжения, где производится отбор горячей воды из сети отопления. С учетом потерь тепловиков стоимость ГВС выросла примерно на треть.
– Поверьте, управляющую компанию новые расценки на горячую воду возмущают не меньше, чем жильцов, но вы, надеюсь, понимаете, что не мы по своей воле увеличили суммы платежей. На сегодняшний день действуют федеральные и на основании них региональные нормативные акты, по которым поставщики ресурсов и делают расчет ГВС по новой методике. Она, в частности, прописана в федеральном приказе Министерства регионального развития РФ №47 «Об утверждении методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса». В то же время существует решение Высшего арбитражного суда, которое признает положения приказа №47, согласно которым тарифы на горячую воду утверждаются только для закрытых систем теплоснабжения, тогда как в открытой системе теплоснабжения потребители должны оплачивать отдельно тепловую энергию и отдельно теплоноситель, недействующими. Постановлением правительства РФ №1149 от 8.11.2012 года Министерству регионального развития РФ дано поручение разработать порядок установления норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения, и порядок расчета размера платы за горячее водоснабжение исходя из тарифов на горячую воду, установленных с учетом изменений законодательства. Организации, осуществляющие поставку горячей воды, должны были подать обосновывающие документы на установление тарифов по ГВС в региональный регулирующий орган до 1 декабря этого года. Насколько мне известно, ОАО «Волжская ТГК» уже направило тарифное дело в областной департамент по регулированию цен и тарифов. Так что есть надежда, что с нового года для наших домов появится-таки тариф на горячую воду и проблема будет решена, – отметил Ильдар Сеюков.

Непосредственное управление
Летом нынешнего года ГК «Аметист» вышла к собственникам с инициативой перехода на непосредственную форму управления домами. Изначально многие жильцы восприняли предложение с настороженностью, но после разъяснений со стороны УК смогли увидеть в новом способе управления больше плюсов, чем минусов.
При традиционном способе управления домом с участием УК договор на поставку к дому холодной и горячей воды, тепла и прочее УК заключает сама и несет все финансовые расходы перед ресурсниками. Ресурсоснабжающие компании ежемесячно выставляют счета за потребленные ресурсы, требуют 100-процентной оплаты. Но за квартиру, как известно, платят не все, ресурсники обращаются в суд, по решению которого снимают со счета УК все поступившие от жильцов средства, в том числе предназначенные на ремонт и содержание жилья. В итоге получается, что в первую очередь страдают добросовестные жильцы, вынужденные погашать долги неплательщиков. Страдает и УК, ведь поставщикам воды, света и тепла уходит три четверти собираемых с жильцов денег, и на то, чтобы их просто взять у одних и передать другим, тратится уйма времени и сил. При переходе на непосредственную форму управления ресурсники начинают отвечать за качество коммунального ресурса, за комфортную температуру в квартире перед собственником. Коммунальные ресурсы при этом оплачиваются жильцами напрямую в «Ульяновскводоканал», «Теплосервис», «Ульяновскэнерго» и т.д. Соответственно, эти организации и выходят в суд на нерадивых жильцов. Теперь проблема должников – проблема ресурсоснабжающих организаций. А добропорядочные жители больше не должны платить за «соседа». На сегодня такой способ управления выбрали жители 160 домов ГК «Аметист». При этом с переходом на непосредственную форму управления по согласию собственников УК продолжает обеспечивать весь комплекс услуг по обслуживанию жилого фонда – сегодня такой вариант предусматривается законодательством.

Утепляемся и экономим
ГК «Аметист» на сегодня является одной из самых передовых управляющих организаций Ульяновска в плане реализации Федерального закона №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Счетчики в домах установлены, однако ни для кого не секрет, что большинство наших жилых домов не отвечают современным требованиям энерго- и ресурсосбережения, так как построены они с учетом старых строительных норм. В 2010 году ГК «Аметист» разработала программу энергосбережения для каждого дома, находящегося в управлении. В октябре-ноябре прошлого года при проведении общих собраний представители УК предлагали собственникам заключить энергосервисный договор с энергосервисной компанией. Жители 60 домов уже дали свое согласие. Условия договора, считают в «Аметисте», очень выгодны для жильцов. Энергосервисная компания за свой счет проводит необходимые мероприятия и работы (ремонт межпанельных швов, замену системы отопления, установку энергосберегающих светильников, замену окон в подъезде на пластиковые, установку системы погодного регулирования и т.д.), а денежные средства, затраченные на эти работы и оборудование, возмещает за счет полученной экономии по услуге теплоснабжения. В квитанциях у жителей появляется строка «экономия по уплате теплоснабжения», ежемесячно эта цифра вычитается из остатка затрат, понесенных энергосервисной компанией по договору, и через три-пять лет (прогнозируемый возврат затрат) жители начинают получать реальную экономию от реализованных мероприятий, проживая в отремонтированном доме.

Дело – в доверии
Главным препятствием на пути к улучшению ситуации в жилищно-коммунальной сфере директор ГК «Аметист» считает недоверие жильцов.
– Если со своей стороны мы изменили отношение к жильцам, то они, в свою очередь, не спешат брать на себя часть ответственности за судьбу своих домов. К большому сожалению, сегодня отношения между жильцами и УК строятся на платформе противостояния, а не созидания, – говорит он. – В результате страдают именно добросовестные участники рынка. К примеру, зачастую УК предлагает что-то жильцам для улучшения условий их проживания, но понимания не находит. Первая мысль у жителей: «Что-то задумали! Хотят своровать, поэтому предлагают!». Вторая мысль собственников: «Я и так много плачу каждый месяц! Это обдираловка! УК – воры, нужно жаловаться!». Вот пример. В 2010 году многие УК отказались от участия в 185-м федеральном законе, предусматривающем 5-процентное софинансирование со стороны собственников капремонта, и к концу года несколько миллионов рублей остались неосвоенными. Появилась возможность направить эти деньги на ремонт других домов, но при условии: работы должны быть приняты комиссией сразу после новогодних праздников. В нашем дальнем Засвияжье самые проблемные дома – 12-этажки по улице Жигулевской. Они типовые, рассчитаны на более южные регионы, поэтому в сильные морозы жители в них замерзают. Решением проблемы могла бы быть замена труб системы центрального отопления на больший диаметр. Это мы и предложили жильцам (необходимо было единовременно заплатить около 1500 рублей с квартиры), оперативно организовав общие собрания, но люди не согласились. От денег пришлось отказаться. С тех пор жильцы домов продолжают мерзнуть в своих квартирах, жаловаться, а мы имеем проблемы с контролирующими органами. Решение проблем осталось прежним: капремонт системы ЦО, но теперь это будет стоить жильцам в лучшем случае 20 процентов софинансирования (при условии участия в региональной программе капремонта – 120 рублей с квадратного метра), в худшем – если целиком за свой счет -600 рублей с «квадрата». Вот такова цена недоверия. Расплачиваемся все.
Алексей КОВАЛЕВ