Ходили бы мы по нему к Ивану Ивановичу чай пить с малиновым вареньем и забыли бы, что такое начало отопительного сезона и что такое конец отопительного сезона. Захотели бы в июле отопление включить – включили бы…

Это, как вы, наверное, догадываетесь, почти Манилов, гоголевский персонаж, услаждавший себя мечтами о всяческом переустройстве жизни, которое сделало бы ее, жизнь, прекрасной и беззаботной. Но это и почти ульяновская власть, управленческие планы которой находятся, по-моему, на таком же маниловском уровне. Из последнего – мечты об изменении идеологии системы отопления в городе. В частности, об избавлении от квартальных котельных и переходе на круглогодичную циркуляцию теплоносителя в системе. Для этого нужно только запитать дома, ныне подключенные к котельным, к ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, для чего, в свою очередь, построить теплотрассу, например, от ТЭЦ-2 (новый город) до Нижней Террасы. И так далее.

Слушаешь все это и думаешь, на какие шиши они собираются эти планы выполнять? В центре Ульяновска на расстоянии примерно километра теплотрассу прорывает по нескольку раз в год. Ее раскапывают, что-то там латают и перелатывают, закапывают, но ее прорывает в других местах, и она парит, парит, как долина гейзеров. И власть уже с десяток лет не может с этими гейзерами ничего сделать – ни починить трубы толком, ни заменить их. И это на километре. А от ТЭЦ-2 до Нижней Террасы – порядка 15 километров, так на какие шиши собираются и трубы купить, и работы произвести? А если шишей нет (а их нет даже на постройку одного, а не 20 тысяч, как в Сингапуре, упаси Бог, туалета), то зачем все это плести?

Отопление по-новому должно будет обходиться без ежегодных гидравлических испытаний, ведь в трубах будет постоянно горячая вода. Испытания, по мысли чиновников, заменят «высокотехнологичные методы контроля за целостностью сетей». То есть вскрыть должны, видимо, все сотни километров труб и установить на эти гнилушки какую-то современную аппаратуру, которая и будет ежесекундно, и днем, и ночью, следить за появлением новых гейзеров, сообщать о них куда надо и следить дальше.

Большинство домов к 2015 году оснастят приборами учета тепла, и все, в общем, станет автоматическим.

И жители смогут сидеть себе с Иваном Ивановичем да чай пить, как и завещано было великим писателем.

На абсолютном большинстве домов Ульяновска, однако, установить счетчики тепла невозможно. По двум причинам. Во-первых, из-за изношенности внутридомовых сетей, при которой установка приборов учета бессмысленна. Во-вторых, дома с суммарной площадью квартир меньше пяти тысяч квадратных метров оприбориванию, как гласит закон об энергосбережении, не подлежат. И власти надо будет сначала все такие дома – и малой площади, и с изношенными сетями – снести, построить новые, переселить в них три четверти ульяновцев и потом уж чай с малиновым вареньем пить.

Жители города, возможно, слушают об этих проектах, вздрагивают и думают: что-то с нами при таких делах будет? Но вздрагивать не стоит – думаю, ничего не будет. Поговорят и через неделю забудут, как забыли обо всем, о чем говорили до того. Работа у них такая.

Артур Таниев