Итоги года в сфере образования подвела министр образования Ульяновской области Екатерина Уба. Говорили о серьёзном: о том, в каком формате будет работать министерство, сколько денег потрачено на сферу и о том, что ждёт образование Ульяновска в наступающем году.
– Екатерина Владимировна, в самом начале хотелось бы спросить о том, какие структурные преобразования ожидают министерство в будущем году?
– У нас на данном этапе работает департамент профессионального образования и охраны прав несовершеннолетних. Такая сложная структура, по большому счету две структуры в одной. Мы будем их организационно и юридически разводить.
Так получилось, что взаимодействие с высшими учебными заведениями, которые находятся в федеральном подчинении, но должны работать на интересы региона, выстраивание тесного сотрудничества между вузами и правительством, работа с молодёжью направленная, система грантов, которая может быть запущена, – эти вопросы у нас выпадают.
На сегодняшний день мы определены как министерство, ответственное за это направление. Будет реорганизован департамент профессионального образования, в нём два дополнительных отдела, занимающиеся взаимодействием с высшей школой.
Организационно и юридически к 1 апреля мы будем готовы заявлять, в каком формате будет работать дальше министерство. Таким образом, из сопровождающей отрасли мы переходим в разряд стратегической.

– Часть обязательств министерства образования планируется передать в ведомство министерства труда и социальной защиты. О каких именно обязательствах идёт речь?
– У нас огромная структура работала по опеке и попечительству, она переходит в министерство труда и социальной защиты. Более 60 процентов регионов работают именно в таком формате, так что мы, скорее, не выделяемся, а присоединяемся к общей тенденции. У них есть опыт работы с подобной категорией людей, поэтому я не думаю, что будет болезненный переход.

– Екатерина Владимировна, в нашем регионе одной из самых острых проблем уже давно является проблема дошкольного образования, в частности – нехватка мест в детских садах. Какая работа в 2012 году была проведена по этому вопросу?
– Столько лет мы стучались во все двери федерального министерства, и нас услышали: в прошлом году впервые были отправлены деньги в поддержу регионам на программу дошкольного образования.
Результаты таковы – 3190 мест в дошкольных учреждениях Ульяновской области. Мы открыли два детских сада после капитального ремонта, два вернули в сеть – они использовались не по назначению, открыли 10 дополнительных групп в действующих детских садах.
Задача у нас жёсткая – до конца 2015 года тема очереди должна быть снята.

– Каковы перспективы в этом направлении?
– Планируется строительство 11 детских садов, два из них уже запущено в этом году, по трём готова проектно-сметная документация. 19 зданий мы должны будем вернуть в сеть. Стоимость этой программы 2,3 миллиарда.

– На каком этапе развития находится система частных дошкольных учреждений?
– Сеть учреждений, предоставляющих такого рода услуги, действительно начала развиваться. На сегодняшний день порядка 1000 ребятишек в возрасте от 9 месяцев до 7 лет посещают различные развивающие центры.

– Достаточно одного лишь строительства детских садов для того, чтобы решить вопрос очередей? Какие ещё трудности здесь возникают?
– Мы открываем новые детские сады в три этапа, сначала одну группу, потом другую, потом третью. И он все равно не укомплектован на сто процентов, хотя все путёвки выданы. Мы проводим большую работу с родителями, чтобы они привели ребёнка в садик или отдали место, потому что есть те, кто испытывает в этом острую необходимость.

– В этом году была открыта уникальная для региона группа для детей с ДЦП. Будет ли и дальше развиваться это направление?
– Мы сделали очень важный шаг, ввели индивидуальное дошкольное образование для тех детишек, которым тяжело посещать обычный детский сад. Чаще всего это дети с ДЦП. Возможность предоставления такой услуги – педагоги ходят и занимаются с детьми – мы дали. Но это не значит, что у нас все пошло гладко. Мы сразу столкнулись с тем, что логопедов нужно больше, дефектологи нам крайне необходимы. Все дефектологи у нас приехавшие.
Также мы столкнулись с тем, что группы есть, а съезжаться туда тяжело. Сейчас решается вопрос с транспортом, чтобы детей собирали, привозили, а потом развозили.
В этом году в рамках программы модернизации образования запустили грантовый проект для коррекционных школ. Специально для них была объявлена номинация, все подобные школы участвовали. Эти гранты направлены на оборудование, кое-что на ремонтные работы.

– Нельзя не затронуть тему заработных плат работников образования. Какие планки поставлены, а какие уже преодолены?
– Указом Президента была поставлена новая планка – до конца этого года довести зарплату педагогов до средней по региону. Мы повышали зарплату в январе, апреле и октябре. Таким образом, регион выходит в среднем на 16 тысяч.

– Это в среднем. Но если взять две школы в одном районе, зарплаты в них могут быть разные. С чем это связано?
– В течение двух месяцев мы анализировали зарплату учителей в разрезе каждого образовательного учреждения. Было важно понять, почему такая разница в заработных платах в одном муниципалитете и в другом, почему внутри муниципалитета разнятся заработные платы в разных школах.
Мы посмотрели очень внимательно – по области 15 процентов учителей не имеют квалификационной категории, а есть районы, в которых эта цифра доходит до 34 процентов. Это значит, что мы не можем отвечать за качество предоставляемой услуги.
Или другой интересный момент – более 20 процентов не имеют полной нагрузки. Потому у таких учителей по определению не может быть высокой заработной платы.
После того, как провели исследование, рабочая группа из каждого района с нашей группой из министерства образования проанализировали каждую фамилию, у нас срок до конца февраля решить пофамильно, что будет с этим педагогом, как он будет повышать уровень своей зарплаты.

– Екатерина Владимировна, что бы вы хотели пожелать жителям нашего города в канун Нового года?
– До Нового года остаётся совсем немного времени, это всегда приятные дни. С одной стороны, кажется, что много всего недоделанного, а с другой стороны, мы уже одной ногой в Новом году. При этом всем нужно купить подарки, украсить дом, поздравить коллег, напомнить Деду Морозу, что 1 января у детей под ёлкой должно что-то лежать. Мне хотелось бы пожелать, чтобы все эти хлопоты были приятными, и ничто не омрачало ожидание праздника. Пусть под бой курантов всё это сойдётся в одну точку, и обязательно поверится, что счастье рядом, что все неурядицы уйдут, что любовь будет сопровождать весь 2013 год

Алексей Хорошилов