Еще в декабре прошлого года в своем блоге министр искусства и культурной политики Татьяна Мурдасова обозначила миссию руководимого ею ведомства. Не более и не менее, как культурное возрождение нации.

Цель красивая, хоть и туманная. Но еще более туманными представляются методы, посредством которых она должна быть достигнута…

Не хозяйка

Грустно, что Татьяна Геннадьевна не видит себя хозяйкой того огромного «предприятия», которым управляет.

Хозяйкой в том смысле, каким был для музея-заповедника «Родина Ленина» Александр Николаевич Зубов, называвший себя «завхозом». Около двух лет назад он объяснил это корреспонденту «СК»: «Если у нас не будет хороших красивых музеев, если будут течь крыши, а полы останутся некрашеными, то я от коллектива ничего требовать не смогу». Мурдасова рассуждает иначе: «Латать крыши дряхлеющих библиотек и сельских клубов, сохранять остатки кадрового потенциала учреждений культуры, финансировать «очаги» культурной жизни региона в лице театров, музеев, училищ культуры: за всем этим материальным и текущим зачастую теряется главное – в чем суть и предназначение культуры?». Согласитесь, прискорбно слышать в голосе министра эти нотки снисходительности и досады.

Да, госпоже Мурдасовой досталось незавидное хозяйство. «СК» регулярно пишет о разрушающемся памятнике архитектуры, который может быть настоящим украшением города – Музее современного изобразительного искусства, о бедственном положении Дома Языковых, получившего два приличных фасада, одну красивую голубую гостиную и текущую после ремонта крышу, о давно не ремонтировавшемся Краеведческом музее… И это лишь толика в бес-конечном ряду проблемных зданий: пару месяцев назад директор ЦНК Елена Сафронова рассказывала о плачевном состоянии «Дома дружбы» и аварийном – здания школы народной традиционной культуры.

В Ульяновске хоть что-то делается: кое-где ремонтируют библиотеки, обновляется областная школа искусств. В районах все гораздо хуже.

Чудо, что отремонтировали Карсунскую ДШИ! Летом я побывала в музее Михаила Суслова, что в селе Шаховском Павловского района. Вот где состояние полного запустения! Прогнившие провалившиеся полы, текущие потолки, осыпавшаяся штукатурка, разгул плесени… Конечно, «серый кардинал» советской эпохи сегодня не в чести, но такое отношение к музею говорит об отношении к истории страны вообще. В не лучшем состоянии музей советского писателя Федора Панферова в самой Павловке. В районе еще есть люди, с любовью говорящие о «героях» прошлого столетия, но о каком культурном возрождении нации можно говорить, если хочется бежать из этих убогих зданий?

Пример для подражания?

В министерстве гордятся отреставрированным Домом Гончарова, большая часть денег на который поступила, кстати, не из областной, а из федеральной казны. Накануне 200-летия со дня рож-дения писателя Татьяна Мурдасова заявила журналистам, что есть договоренность с собственником соседнего здания по улице Ленина: на прилегающей к музею территории будет наведен порядок. Но бывшее здание типографии так и остается в заброшенном состоянии, маскирующий его занавес давно выглядит не лучше столетней постройки, за «тряпочкой» устроена настоящая свалка, а крышу здания венчает полутора-, а то и двухметровая береза.

Мурдасова напоминает, что памятник Карамзину был построен не на государственные деньги: «Дворяне губернии объявили всероссийскую подписку, сбор средств, и собрали необходимую сумму за довольно короткий период времени. Чем не пример для подражания?». Но где те дворяне и что сегодня представляет из себя сбор средств на памятники? Думаю, многие бюджетники помнят, как несколько лет назад с них в добровольно-принудительном порядке, под роспись, собирали средства на памятник Петру и Февронье, причем не кто сколько сможет, а совершенно определенную сумму! Не важно, что сумма была небольшой – рублей 30 или 40, важно то, что в XIX веке дворяне точно не выбивали на памятник Карамзину из крестьян их малочисленные гривенники.

«Пошумим, пофейерверим»

Досадуя на состояние «дряхлеющих библиотек и сельских клубов», минискусства тратит сотни миллионов не на их ремонты, а на праздники и форумы. Миллионные пластовские премии щедро раздаются приезжим художникам.

Как говорил тот же Зубов, «пошумим, пофейерверим, примем гостей – мы это любим! – но праздник уйдет, и в сухом остатке ничего не будет. Но мы должны укрепить материальную базу, как это происходит в Европе». Между тем в здании самого министерства ремонт идет, пусть неспешно, но верно. Преобразилось фойе, обновилась парадная лестница, появился приличный конференц-зал, а теперь к старинному зданию на улице Спасской пристраивают новую входную группу.

Удел энтузиастов

На днях незнакомый дедушка, гулявший с внуком, посетовал на то, что один клуб «Зенит» ежегодно обходится государству в несколько миллиардов рублей. При этом исчезли кружки по интересам, спортивные площадки. Катки раньше были в каждом дворе, теперь на один каток собираются дети со всего квартала. Если в советское время ребята сами записывались в кружки, пели, танцевали, рисовали, занимались спортом, то теперь развивать ребенка (и тем самым культурно воспитывать нацию) становится все дороже. Работников учреждений культуры, работающих за гроши, лишили даже льготы по оплате обучения в ДШИ. Но культурно возрождать нацию им все-таки придется. Впрочем, не этим ли они занимаются, ведь родители талантливых детей знают: педагогам давно не дают командировочных, и они ездят на конкурсы с учениками за свой счет. Причем даже заслуженный работник культуры России в ульяновской ДШИ получает едва ли больше шести тысяч рублей…
Анна Школьная