До революции в России и в губернском Симбирске 19 января был не просто праздничным, но ещё и официальными выходным днём! Праздник завершал пору святок, самого беззаботного и весёлого времени года, начинавшегося от Рождества Христова.
«На Крещение небо открывается, – говорили когда-то в Симбирске. – О чем небу помолишься, то и сбудется».
Святая вода и крещенские морозы – вот стойкие ассоциации, связанные с этим зимним праздником. Крещение совершалось в память о крещении Иисуса Христа, опускавшегося в воды реки Иордан в вечно тёплой Палестине. В Симбирске куда как морознее, зато здесь протекали целых три реки: Волга, Свияга и Симбирка. В январе они прочно скованы льдом.
С Крещением была связана масса примет: «Мужики примечают, – записывал народные приметы священник Иоанн Благовещенский, – коли идут к проруби в туман, должно быть много хлеба, и коли прорубь в иордани полна воды, то разлив будет большой. Также после водосвятия втыкают в прорубь палку, чтобы пчелы плодились, и опускают в нее кнут, чтобы лошади шли ко двору».
Вспоминать события Крещения Господня симбиряне традиционно отправлялись на Свиягу. Во льду водоема прорубалась особая крестообразная прорубь – «иордань». Воду в проруби святил сам епископ Симбирский при громадном стечении народа. Освященную воду брали прямо из реки – считалось, что по свойствам своим она нисколько не хуже освященной в храме и может простоять без порчи несколько лет, только
бы к ней не прикоснулся какой-нибудь грешник.
Народ, по преимуществу мужского пола, толпами нырял в иордань. Купальных костюмов в старину либо не изобрели, либо не признавали (кстати, и в древней Палестине ни штанов, ни плавок тоже не было!), купались голышом. Это не очень приветствовалось, и за соблюдением приличий наблюдала полиция, возглавляемая лично Симбирским полицмейстером.
Ныряли в иордань по двум причинам: запастись здоровьем и смыть грехи. В святки было принято веселиться, наряжаться в карнавальные костюмы, гадать, пить, закусывать – в общем, поводов для греха достаточно. Особенно не приветствовались церковью ряжение и гадание. Вырядившись чёртом, нацепив маску, человек уподоблялся нечистой силе, и даже сняв ее, оставался по уши в духовных «нечистотах».
Но иордань была не только местом, где смывались грехи и делались прогнозы на грядущий урожай. При проруби в сёлах устраивались смотрины невест. Красные девицы, в отличие от добрых молодцев, являлись сюда в многослойных нарядах, показывая своё приданое – с полдюжины рубах, столько же передников, а сверху еще платки, кофты, шуба! Специально назначенные женщины отгибали наряды, демонстрируя их число и качество возможным женихам.
Вот прямая польза от крещенских морозов!
Ермил ЗАДОРИН