Есть такой старый анекдот – он известный, и многие его, наверное, знают, но я все-таки напомню. К известному мудрецу Соломону приходят двое спорящих – затем, чтобы рассудил. «Говори», – просит Соломон первого. Тот докладывает свою версию спора. «Ты прав», заключает, выслушав, мудрец и обращается ко второму: «Теперь ты».

Второй высказывает несогласие с первым и излагает собственную точку зрения. «И ты прав», – говорит ему Соломон. Довольные посетители уходят. Жена Соломона обращается к нему с замечанием: «Соломон, они спорили, и каждый настаивал на своем, а ты обоим сказал, что они правы, но так же не бывает!». «И ты права», – сказал Соломон.

Вот в роли такого Соломона выступил на днях американский журнал Foreign Policy (иностранная политика).

Под занавес 2012 года журнал включил российскую группу Pussy Riot в список мировых интеллектуальных лидеров года, признав девушек первыми в России в этой номинации. Список авторитетный – достаточно сказать, что в него вошли госсекретарь США Хиллари Клинтон и ее супруг, экс-президент Билл Клинтон.

Большинство российских СМИ известие о признании Pussy Riot либо проигнорировали, либо прокомментировали его с плохо скрываемым раздражением. Нашли, дескать, кого включать в число интеллектуалов, и вообще – каков журнал, таковы и его номинанты.

Через несколько дней Foreign Policy опубликовал еще один рейтинг – самых влиятельных политиков ушедшего года в мире, где в лидерах оказался президент России Владимир Путин. Эту новость телеканалы поставили первой в своих информационных выпусках, старательно отчеканив название журнала – «Форин полиси» – и охарактеризовав его как «авторитетное американское издание». То есть уже со всем уважением, в отличие от случая, когда речь шла о том же издании, но в связи с Pussy Riot.

Логика в выборе журнала, однако, неоспорима. Участницы группы PussyRiot своим молебном в храме Христа Спасителя, который длился, напомню, меньше минуты, вызвали грандиозное движение умов как в России, так и в других странах. Общество с новой силой и ребром поставило вопросы и о месте церкви в жизни людей, и о взаимоотношении верующих и атеистов, и о допустимости или недопустимости вмешательства религии в политику – в ход избирательной кампании, в частности, и о свободе мысли и слова. Название же молитвы «Богородице дева, Путина прогони» надолго стало хитом интернета, а в защиту Pussy Riot высказались тысячи известных людей со всех континентов.

Не ударил лицом, что называется, и Владимир Путин: несмотря на столь мощную поддержку мировых лидеров, участниц группы приговорили к двум годам лишения свободы и этапировали в мордовские лагеря. И никто, конечно, не сомневается, что это было единоличным решением президента, а следствие, прокуратура и суд – лишь вспомогательные винтики не ими запущенной машины. Нет, думаю, ни у кого сомнений и в том, что крест на судьбе российских сирот поставил персонально Путин. И в этом смысле он, разумеется, влиятельней даже Барака Обамы, который при всем могуществе и своем, и Америки не сможет единолично никого ни посадить, ни лишить будущего. Деятельность президента США обставлена законодательными рамками, и не в его силах их как-то обойти. А для Владимира Путина это не составляет ровно никакого труда. Захочет, чтобы какая-нибудь Лахова станцевала обнаженной на Красной площади под его окнами, она станцует, что, вероятно, и подметил журнал Foreign Policy, поместив российского президента во главе рейтинга влиятельности. Не поспоришь.

Юрий Кашинский