Оборонзаказ для ульяновского авиазавода на военно-транспортные самолеты, как следует из федеральных СМИ, под угрозой срыва, и связано это якобы с приходом на пост главы Минобороны Сергея Шойгу, который боится, что деньги в Ульяновске разворуют. По другой версии, инициатива замораживания заказа исходит от руководителя президентской администрации Сергея Иванова, уже обжегшегося на госпрограмме создания системы «Глонасс», из которой преступники увели миллиарды рублей, и не желающего повторения истории с военной авиацией.

А речь об огромных деньгах. Весь оборонзаказ исчисляется триллионами рублей, и только военной авиатехники планируется закупить почти на 150 млрд. Кроме оборонного ведомства, самолеты собираются закупать МЧС, МВД, ФСБ, администрация президента, и общая сумма, которую выручат производители техники, приближается к триллиону. Есть на что претендовать.

В Москве, однако, впали в задумчивость.

Воровство бюджетных денег вскрывается практически повсеместно, и, значит, под угрозой и этот триллион.

В нашем регионе угрозу традиционно связывают с присутствием самарской группы «СОК», вошедшей в область в конце 2004 года и остающейся в ней до сих пор. Хотя сама группа вроде бы разгромлена, ее руководство во главе с Юрием Качмазовым бежало за границу (Качмазов – в Арабские Эмираты), а активы, в частности, автомобильные – отобраны. Но положение группы в Ульяновской области незыблемо. Ее люди по-прежнему сидят в органах власти – областных и городских – и контролируют финансовые потоки, в том числе, видимо, в сфере ЖКХ.

Щупальца СОКа тянутся, как говорят, даже в атомную отрасль – в Димитровградский НИИАР, куда из областного центра был несколько лет назад командирован Владимир Петров. В Ульяновск он прибыл из другой соковской епархии – из Волгограда – и назначен у нас на должность министра здравоохранения области. Когда запахло деньгами на государственную программу по развитию ядерной медицины, переброшен в город атомщиков. Другие соковские кадры так же тихо перемещаются с должности на должность. Но неизменно денежные.

Словом, Москве есть чего опасаться. Хватка у группы железная, и если она приблизится к «Авиастару», затрещит и он, как затрещал в свое время завод «ИжАвто», попавший в руки СОКа. Завод взял крупный кредит в Сбербанке, потом из него вывели активы и деньги и обанкротили. После возбужденного по следам банкротства, квалифицированного правоохранительными органами как умышленное, уголовного дела менеджмент и ударился в бега, оставив на «оккупированной» территории, как наша область, своих эмиссаров.

Задача Москвы, насколько можно понять, в зачистке региона от этих эмиссаров и от влияния группы «СОК» в целом. Такие попытки, впрочем, уже предпринимались, но то ли были они недостаточно напористыми, то ли у Кремля интереса особого к области не было, только выжать СОК из региона не удалось. Сегодня, когда на кону триллион рублей, методы зачистки могут ужесточиться. Вплоть до очень крупных кадровых перестановок, прогнозируют эксперты.

Сергей Поленов