В «пилотном» выпуске нашей газеты за этот год мы обещали нашим читателям возрождение несколько забытого сейчас жанра журналистких расследований. И словно в помощь нам, в нашей редакции оказался прелюбопытнейший документ прямо из мэрии.
Что такое городской бюджет, кто этим бюджетом в Ульяновске распоряжается и как?
Вопрос, в принципе, наивный, и ответы на него прописаны и расписаны в документах разного уровня – от устава муниципального образования «Город Ульяновск» до федеральных законов. И следует из этих ответов, что городской бюджет, с одной стороны – общегородская казна, а с другой – имеющий силу закона, строгий финансовый документ, в котором ежегодно расписывается как, куда и на какие нужды должны расходоваться народные деньги. Утверждается бюджет депутатами городской Думы, ими же принимаются изменения и поправки в расходной и доходной его частях.
Распоряжается бюджетом исполнительная власть города, она же и отчитывается регулярно о его исполнении перед народными избранниками, создавая видимость прозрачности и полного соответствия законодательству РФ. Кто представляет исполнительную власть в Ульяновске? Казалось бы, ответ очевиден – конечно же, Марина Беспалова, увы, читатель, ты ошибаешься!
Понятно, что ей очень этого хочется и она из кожи вон лезет, чтобы показать, что именно она в городе полноправный хозяин; только против реальности, как говорится, не попрешь. И госпожу Беспалову можно считать неудачной пародией на английскую королеву – титул есть, а власти нет. Реальная же власть в Ульяновске принадлежит тому, кто по должностным обязанностям является распорядителем городского бюджета. А таким человеком числится у нас по должности Глава администрации го-рода господин Букин. Но есть основания полагать, что только числится. На самом же деле бюджетом и выстраиванием бюджетных отношений в Ульяновске занимается, похоже, вовсе не он, и далеко не все в бюджетных отношениях прозрачно и законно…
Это только когда городская общественность требует от власти что-то построить или отремонтировать, муниципальные чиновники заводят нудные разговоры о том, что они, дескать, действуют по закону, а бюджет – это закон. И если в нем что-то на этот год не прописано, то тратить на это народные средства никак нельзя. Вот в следующем году, возможно, удастся заложить в бюджет расходы на то-то и то-то, и вот тогда, может быть… А когда что-то нужно самим чиновникам, то никаких рассуждений и ссылок на законы и городских депутатов вы не услышите, равно, как и упоминания термина «народные деньги» – когда дело касается нужд самой исполнительной власти, то все делается без лишних слов, «без шума и пыли», как говаривал один известный комедийный персонаж в исполнении Анатолия Папанова. И законы, от муниципальных до федеральных, легко поворачиваются в любую, нужную властям сторону. Не зря же говорят, что в России закон, что дышло…
Попал в распоряжение редакции прелюбопытный документ. Впрочем, обо всем по порядку.
Начнем с того, что автобазе городской администрации давно требовались новые площади. С теплыми боксами, ремонтным блоком, нормальными условиями для персонала. И весной прошлого года возможность обзавестись таковыми, наконец, появилась. Муниципальное предприятие «Городской центр по благоустройству и озеленению города Ульяновска» потеснился и освободил для нужд мэрии бывшую базу Горзеленхоза, расположенную по адресу: Спуск Минаева, 2. Разумеется, нормальными условиями для размещения транспортной составляющей мэрии эта база не располагала и требовала вложения сил и средств для ремонта и благоустройства. Но!… Как гласит Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для этого требовалось а) внесение расходов на ремонт базы в муниципальный бюджет; б) размещение муниципального заказа на проведение ремонтных и благоустроительных работ с указанием источника финансирования; в) проведение тендеров на выполнение этих работ. Все эти мероприятия требовали времени и хлопот, и не факт еще, что работы удалось бы произвести до конца года – календарного и финансового. Но своя автобаза мэрии (читай-чиновникам) очень нужна! И поэтому вся волокита с внесением изменений в бюджет и прочими «законностями» была, что называется, пущена по боку.
Вот теперь самое время обратиться к упомянутому чуть выше документу. Это «Поручения муниципальным предприятиям по оказанию практической помощи для реконструкции базы по адресу: Спуск Минаева, 2». Разумеется, никакого исходящего номера у этого документа нет, но есть дата его подписания и фамилия автора. Подписан документ и.о. (на тот момент) заместителя Главы города Ульяновска В.Н. Шеметом 18 июня 2012 года.
Теперь о содержании. Друзья мои – это песня! Прокуроры и представители антимонопольной службы рыдали бы в голос, читая сие творение господина Шемета, исполненное в стиле армейского приказа. Поэтому пощадим нервы прокурорских работников, ограничившись снимками первой и последней страниц документа и частичным цитированием.
Скажем сразу: никого из муниципалов господин Шемет не забыл. Здесь и УльГЭС, и Горсвет, и Городской теплосервис, и Городская теплосеть, и Водоканал. И для каждого определен свой фронт работ, как говорится, всем сестрам по серьгам. Но нет ни единого упоминания ни об источниках финансирования, ни о порядке списания вложенных в производство работ материалов и средств. И если директору МУП «УльГЭС» А.А. Игнатьеву предписано провести ремонт столба высоковольтной линии и ремонт электорщитовой, то директору Водоканала СП. Савельеву, вменялась в обязанность замена водопровода (40 м), прокладка канализации (18 м) и монтаж канализационного колодца из бетонных колец. То есть, затраты и вложения всем предстояли разные, но совсем не мелкие.
Однако это еще не все. Есть в «указивке» господина Шемета нечто, позволяющее делать выводы о том, почему так неоправданно резво растут тарифы на услуги ЖКХ для населения. Поскольку не забыл властный чиновник выделить фронт работ и для всех четырех районных управляющих компаний Ульяновска, являющихся, к тому же, по организационной форме не МУПами, а ОАО. Так как мы уже говорили о том, что об источниках финансирования в документе нет ни единого слова, то догадаться, откуда эти компании брали деньги на ремонт чиновничьей автобазы, сможет даже первоклассник – конечно же, из карманов простых ульяновцев.
А теперь о главном. Выдавая незаконные указания, подобные тому, о котором мы вам рассказали, власть намеренно обрекает руководителей муниципальных предприятий на соответствующие незаконные действия. И последним ничего не остается, как исполнять – беззаконие порождает беззаконие. А куда им деваться? Господин Шемет, по слухам, очень злопамятный человек, и не выполнить его указание равносильно открытому выступлению против госпожи Беспаловой. Но «фишка» ситуации в том, что выполнение подобного указания, а по сути силового приказа сверху, может выйти боком этим самым руководителям МУПов, окажись те по каким-то причинам в опале у действующей власти – КСП быстренько разыщет факты нецелевого расходования средств!
Вот такие дела, дорогие читатели. Даже не дела, а полный, можно сказать, правовой нигилизм и презрение к законам со стороны городской власти. И круговая порука, если хотите. Мы же не дети, и понимаем, что и Букин, и Беспалова об этом документе знали, но предпочли, что называется, не светиться. Подобная практика, кстати, применяется в Ульяновске не впервые, и «неудобные» решения у нас нередко принимают ни за что не отвечающие замы. Помните, как пару лет назад решение о закрытии двух засвияжских школ подписал не мэр города Пинков, а его заместитель Панчин? Так и тут. И случись что, прокуратура вдруг уцепилась бы за этот факт и начала проверки, чреватые последствиями, а наши первые лица – Беспалова и Букин – оказались бы как бы не при делах.
В том-то и дело, что как бы. Глупо даже предполагать, что названные господа не знали о многомиллионных затратах по «прихоти» господина Шемета и потому проведение незаконных работ никто из них даже не пытался пресечь. Знали, иначе грош им цена. А вот почему не пресекли? Остается надеяться, что прокуратура после этой публикации не останется в стороне и даст ответ на только что поставленный вопрос!
Иван ПЕРЕЛЕТОВ
Максим К., Ульяновск
Необоснованные затраты на нужды чиновников ведут к увеличению тарифов, которые мы с Вами, товарищи, оплачиваем.
Кстати, поздравляю Сергея Казакова в связи с назначением главным редактором “Дыхания земли”, желаю дальнейшего профессионального роста и успехов, ещё большей настойчивости и мужества. Не просто такие статьи писать, они не укладываются в спокойный образ местечковой политики наших доморощенных чиновников.
Отличная статья была в “Дыхании земли” за 16-22 января про Мисанца под партийным прозвищем “Писанец”, такое читаю первый раз в прессе.
сергей казаков
Благодарю, Макс!
Максиму
Космовский, привет)
Максим К., Ульяновск
И Вам здравствовать
Владимир
прочитал статью. Что-то крутовато написано.
Владимир
Странно,что готовя материал к печати, Вы не удосужились встретиться с Шеметом В.Н. Не выяснив сути вопроса ,сразу вылили на него много негатива. Так нельзя. Я много лет знаю ВИктора Николаевича. Он хороший хозяйственник ,грамотный организатор с кругозором государственника. С сомнительными делами Шемет не станет связываться . По-моему от вашей газеты отсвечивает махровой желтизной. жаль.