Вчера, 25 января, исполнилось 75 лет со дня рождения поэта, композитора, артиста Владимира Высоцкого.
С кумиром сотен тысяч россиян была лично знакома наша землячка, бывший директор Дворца бракосочетаний и начальник городского управления ЗАГС Инга Щербатых. 40 лет назад их общение продолжалось месяц – столько длились гастроли Московского театра на Таганке в Набережных Челнах, где Инга Владимировна руководила отделом культуры в горкоме партии. На прощание артисты подписали ей на память афишу, а Высоцкий посвятил четверостишие.

Тогда, в 1973 году, о Высоцком говорили разное. Кто-то сразу попал под обаяние актера после его первого фильма «Вертикаль». Щербатых присутствовала на заседании, где чиновник клеймил Высоцкого за его «вульгарность». Приезжавшие на гастроли поэты говорили о его творчестве, как об уличном шансоне, ничего общего не имеющем с высокой поэзией. Личная встреча с Высоцким объяснила молодой женщине больше, чем мнения о нем других. Для строивших КамАЗ рабочих привозили известных музыкантов, поэтов, на гастролях побывали Театр имени Ленинского комсомола, МХАТ, Театр на Таганке… – Сначала приехала вся труппа театра, кроме Володи, – вспоминает Инга Владимировна. – Находясь на первом представлении, я недоумевала: из-за чего сходит с ума вся Москва, ради чего сюда приехали московские журналисты? Артисты играют на баяне, читают стихи – у нас в школе это называлось литмонтажом.

Что особенного? Но на следующий день мы с Юрием Любимовым поехали встречать Володю, и я сначала поняла, что он значил для Юрия Петровича. А потом я увидела Высоцкого в роли Хлопуши (в спектакле «Пугачев». – Ред.) и Гамлета: то, что он делал, было выше человеческих способностей и перевернуло мое представление о нем.

По словам Щербатых, Высоцкий держал дистанцию с другими актерами. Никогда не ездил «на шашлыки», особой дружбы ни с кем не водил. Выглядел всегда элегантно: черная рубашка, идеально отглаженные брюки. Тем летом он зарабатывал на квартиру. В четыре часа дня и в семь вечера шли спектакли, в свободное время Щербатых устраивала его концерты прямо в общежитиях. Общежития заводских рабочих – только на территории строящегося КамАЗа располагалось несколько заводов – находились рядом с единственной гостиницей «Кама», и из всех окон раздавались только песни Высоцкого. А однажды было решено провести концерт в летнем кинотеатре. Он был небольшим – человек на триста, и рабочие буквально за одну смену соорудили «леса», на которых публика просто висела гирляндами.

– Впервые в своей жизни Володя пел для публики. До того временинигде и никогда ему этого не разрешали, он пел только для друзей. И то, что случилось после концерта, испугало и меня, и, думаю, его. Мы едва прорвались сквозь толпу, и, когда сели в автобус, люди были всюду, даже на крыше. Все кричали: «Володя, Володя!». Я думала, после этого меня снимут с должности.

Спектакли показывали не только в недавно открывшемся Дворце культуры «Энергетик», но и на строительных площадках. Конечно, аншлагов, на которые рассчитывали администраторы и артисты театра, не было: рабочий день только подходил к концу. Это в Москве в Театр на Таганке было не попасть и люди дожидались открытия кассы на улице, на раскладушках. Вот почему москвичи приехали смотреть на Высоцкого в российскую глубинку, поняла Щербатых. Чтобы время не пропадало зря, она придумывала разные поездки, например, в хозяйство по производству кумыса или на прогулку на теплоходе по Каме. В кумысном хозяйстве попросили дать возможность пообщаться с Высоцким, и, когда артистов усадили за накрытые столы, он сам предложил спеть свои песни, а потом каждой работнице дал автограф.

– Во время этих поездок мы и общались. Конечно, Володя был человеком непростым и немногословным, но у нас сложились доверительные отношения. Он рассказывал о второй жене – Людмиле Абрамовой, с которой они буквально начинали с нуля, не имея ничего, о Марине Влади. Мы даже немного говорили по-французски, я еще помнила французский после того, как учила его в школе. Высоцкий был невысок, не обладал богатырской внешностью, и в него, вроде бы, не влюблялись с первого взгляда, но у него была магическая притягательность. В нем чувствовались уверенность и основательность, которыми отличается редкий мужчина. Наверное, этим он и покорил Марину Влади. Администратор Эллочка рассказывала, что, когда он начинал пить и пропадал, только Марина могла найти и остановить его… На память о том месяце у Инги Владимировны остались фотографии, подаренная Высоцким его первая пластинка и четверостишие: «Где откопал тебя геолог, твой супруг? В степях белесых – черная крупинка… Жена, и педагог, и политрук… На круг – очаровательная Инга!».

Годы спустя Щербатых случайно встретилась с сыном Высоцкого Никитой. Дочь декана медфакультета УлГУ Ларисы Трубниковой выходила замуж. Свидетелем был Никита Высоцкий.

Анна Школьная