Проблема не в том, что постановление №354 плохое, а в том, что квартплата все растет и растет.
Тема оплаты за так называемые «общедомовые нужды» (ОДН) уже не раз поднималась на страницах нашей газеты. Это и неудивительно:в Ульяновске, наверное, уже не осталось людей, которых данная проблема так или иначе не озаботила бы. Лично знаю несколько семей, у которых итоговая сумма в платежках (по сравнению с оплатой за осенние месяцы 2012 года) увеличилась почти на 3 тысячи рублей. Надо ли говорить о том, что далеко не все горожане способны безболезненно пережить такой удар по семейному бюджету? И здесь уже совершенно не важно, чем именно объясняется такое повышение: выделением ли в отдельную строку ОДН, переходом ли на посезонную оплату за отопление или чем-то еще. Здесь важен сам факт: произошедшее повышение оплаты «за коммуналку» действительно приблизило многих к пресловутой «черте бедности»…
Все эти вопросы мы решили обсудить с человеком, который является, что называется, не теоретиком, а настоящим практиком в сфере ЖКХ. Председатель ТСЖ «Луч» Александр ПОТАПОВ, впрочем, не нуждается в особом представлении, так как многие ульяновцы его уже знают, в том числе и по публикациям в «Управдоме». Напомним только, что его товарищество, созданное собственниками 32-го дома по улице Промышленной, является если не самым успешным, то уж точно одним из самых организованных в городе.

Проблема старая, а платежи новые
– Давайте сначала определимся, что такое «общедомовые нужды». ОДН – это разница между показателями общедомовых и внутриквартирных счетчиков. Иными словами, это те потери коммунальных ресурсов (например, горячей воды), которые наблюдаются, когда мы начинаем сравнивать, сколько дом потребил «в реальности» и сколько было в итоге собрано с жильцов, – согласно показаниям индивидуальных счетчиков, – поясняет наш собеседник.
По его словам, 354-е федеральное постановление – в принципе, документ нужный и правильный, однако он, безусловно, нуждается в корректировке.
– Благодаря этому постановлению люди наконец-то начали интересоваться, куда и за что именно они платят. Дело в том, что денежные «недоборы» за коммунальные ресурсы были всегда, но это мало кого волновало. Именно поэтому разорялись многие ТСЖ, а управляющие компании оказывались банкротами. К примеру, мне все 7 лет (столько существует наше ТСЖ «Луч») удавалось спасать положение только потому, что технический этаж нашей высотки приспособлен под антенны сотовых компаний. Они платят ТСЖ за аренду, что, в частно-упомянутые потери без так называемой «тринадцатой платежки» – корректировки в конце каждого года, – продолжает председатель.
Таким образом, мнение о том, что ОДН и ранее присутствовали в наших платежках, но просто не выделялись в отдельный пункт, – не совсем справедливо: потери были всегда, но в платежках они никак не учитывались.

Магнитная политика
Откуда же берутся эти самые «потери»? Первое, что приходит в голову, – ресурсы «пропадают» из-за плохого состояния инженерно-технических сетей и отсутствия ремонта в подъездах. Это и в самом деле очень важный фактор, во многих случаях действительно объясняющий то, куда деваются такие дорогие ресурсы, как горячая вода и тепло. Но есть и еще одно немаловажное обстоятельство.
– Несколько лет назад благодаря капремонту в рамках 185-го Федерального закона мы заменили все трубы в доме, – говорит Александр ПОТАПОВ. – Кроме того, на все виды ресурсов были установлены общедомовые приборы учета и абсолютно все квартиры оборудованы индивидуальными счетчиками. Эти шаги должны были обеспечить нам минимальные ОДН, но на деле оказалось совсем не так. После недолгого размышления я понял, что чудес не бывает: если счетчики показывают столь существенное отличие, значит должна быть еще одна причина – воровство. И я начал действовать!
Председатель ТСЖ обратился в ульяновскую организацию «Центр измерений №1»,которая является обладателем сертификата международного образца на использование прибора, определяющего «сверхнамагниченность» счетчиков.
Как пояснили специалисты этой компании, причина феномена огромных начислений по ОДН может быть только одна – на счетчики кладут магниты для того, чтобы исказить показания приборов учета.
– Сверхнамагниченность сохраняется очень продолжительное время, так что скрыть воровство фактически невозможно, – комментирует Александр. – Каково же было мое удивление, когда благодаря применению этого прибора нам удалось установить факт «магнитной политики» в 40 процентах квартир дома (имеются в виду счетчики на ГвС). «Попались» на этом даже те, на кого никто никогда не подумал бы! Опираясь на то же 354-е
постановление, я подсчитал все возможные штрафы за использование магнитов: в итоге получилась сумасшедшая цифра в 455 тысяч рублей. Я представил все эти документы в областное Министерство экономики, и там подтвердили правильность моих подсчетов.
Далее на общем собрании собственников председатель ТСЖ сообщил об этом, что, мягко говоря, «расшевелило всех». Высказывались различные сомнения в адекватности проверки, но в итоге все «проштрафившиеся» согласились заменить свои счетчики.
– На первый раз я использовал это исключительно в воспитательных целях, никаких штрафов взимать не стал, – продолжает председатель. – Но я уверен, что многие собственники теперь сто раз подумают перед тем, как использовать магниты: Самое главное, что в результате всего этого, после замены индивидуальных счетчиков на
исправные, начисления по ОДН у нас в доме действительно сократились!

В «ручном режиме»
Наш собеседник указал и на еще один недостаток 354-го постановления: ОДН рассчитывается, исходя из «квадратных метров», тогда как считать нужно, отталкиваясь от количества проживающих.
– К примеру, возьмем трехкомнатную квартиру с двумя жильцами и однокомнатную – с четырьмя. Где больше будут тратить Горячую воду? Конечно, во втором случае! А на кого больше возложат общедомовые потери? Ответ понятен!
Любопытно, что Потапов отказался прописывать в платежках жильцам своего ТСЖ строку, связанную с «отоплением подъезда». По его убеждению, эта строка – только повод к лишнему раздражению собственников.
– Дом платит за отопление столько денег, сколько гигакалорий показал общедомовой счетчик. И мы данную сумму распределяем на всех. Так всегда было – зачем вводить лишний пункт? Кроме того, все мои жильцы уже больше года платят за отопление посезонно: мы приняли это решение на общем собрании. Конечно, в зимние месяцы было тяжеловато, но потом – когда все подсчитали общую сумму – оказалось, что собственники заплатили меньше, чем когда мы просто платили по тарифу круглогодично.
Кстати, ПОТАПОВ регулирует температуру в своем доме, что называется, «в ручном режиме»: например, видит, что все открыли форточки и балконы, в квартирах жарко и дискомфортно – убавляет температуру; если холодно – прибавляет.
– Здесь и никакого дорогостоящего прибора погодного регулирования не надо: я сам живу в этом доме, неужели я буду создавать себе и своим соседям дискомфортные условия?!

Вопрос без ответа
Но все-таки самую «сильную» и запомнившуюся мне мысль председатель «Луча» озвучил уже «под занавес» нашей беседы, которая длилась более часа. Я спросил его, какие проблемы более всего тревожат его как руководителя ТСЖ.
– Честно говоря, мне совершенно непонятен ежегодный рост тарифов, – ответил Александр ПОТАПОВ. – Ну, сами подумайте: какова основная цель наших ТЭЦ? Производить электроэнергию. Отопление и подогрев горячей «технической» воды – это, так сказать, побочный продукт данного производства, который жители утилизируют в своих домах. Почему мы – богатейшая в мире по ресурсам страна – должны постоянно поднимать тарифы на коммуналку для своих же граждан? Вот это – главный мой вопрос. Не будь этого роста, можно было бы пустить средства на строку «содержание и ремонт» и существенно повысить комфортность проживания!
Действительно, раз уж мы взялись считать деньги, сколько и на что тратим,то, конечно, хотелось бы узнать, на что уходят миллиарды рублей, полученные от повышения тарифов? Возможно, настала пора говорить не только о стоимости коммунальных услуг, но и о их качестве? Каждый год мы платим все больше и больше, и больше. А как пишут в учебниках по экономики, с повышением цены растет и качество. Но то ли учебники врут, то ли мы чего-то не понимаем потому, что в ЖКХ эти правила почему-то не действуют.
Евгений Нувитов