Последнюю неделю каждый вечер в доме Марины Петровой раздаются звонки. Настойчивый мужской голос раз за разом зачитывает одно и то же требование – погасить задолженность по коммунальным услугам. По словам женщины, никаких долгов у нее нет, но возражать по телефону не имеет смысла, ведь коллекторское агентство использует автоинформатор.

Требуют, не слушая

Марина Петрова, живущая в частном доме по улице Нахимова (Верхняя Терраса), всегда аккуратно оплачивает коммунальные услуги. Никаких долгов за газ, свет и воду хозяйка не имеет, последние квитанции об оплате датированы декабрем 2012 года. Исключены и возможные доначисления или перерасчеты, так как на все входящие в дом сети установлены индивидуальные приборы учета.

– Голос в телефонной трубке представляется менеджером некоего коллекторского агентства. Поначалу я пыталась выяснять, о каких долгах идет речь, задавала вопросы, спорила. Однако «менеджер» никак не реагировал, продолжая монотонно зачитывать требования уплатить долг в шесть тысяч рублей. Оказалось, что со мной разговаривает информатор, работающий в автоматическом режиме, – рассказала Марина Анатольевна. – Звонки раздаются ежедневно в одно и то же время. Ситуацию можно назвать какой-то досадной ошибкой или чьей-то шуткой, но мне не до смеха. От действий непонятных людей я вынуждена нервничать, не спать ночами. При этом совершенно непонятно, что мне делать и как прекратить этот психологический прессинг.

Вот еще одна схожая история, рассказанная нашими читателями. Дочь Лидии Васильевны Наталья три года назад в одном из магазинов купила телевизор, оформив прямо на месте потребительский кредит. Представительница банка не стала себя утруждать информированием об условиях кредитования, назвала сумму ежемесячного платежа и дала на подпись договор.

Документ, набранный мелким шрифтом, читать было некогда, поэтому Наталья, расписавшись, отправилась с покупкой домой. В течение десяти месяцев Наталья исправно гасила кредит, ни разу не пропустив срок выплат.

– Меня хватил удар, когда, спустя еще год, дочери пришло письмо с требованием срочно оплатить задолженность по кредиту в размере 34 тысяч рублей, – рассказала Лидия Васильевна. – Начали выяснять. Оказалось, что дочь погашала лишь проценты по кредиту, тогда как сам кредит оставался прежним. Когда же дочь перестала вносить платежи, банк стал начислять штрафы за неуплату. При этом нас ни о чем не предупредили.

Дождавшись, когда «просрочка» вырастет до приличной суммы, банк продал долг фирме, специализирующейся на взыскании задолженностей.

Именно коллекторы и потребовали от Натальи «исполнить свои обязательства по кредиту». Трехсторонний спор уже несколько месяцев рассматривается в суде.

Вышибалы вне закона

Как отмечают в региональном Управлении Роспотребнадзора, формы и методы работы коллекторских контор часто выходят за рамки законов.

Повсеместно прокурорами в деятельности их сотрудников выявляются факты угроз жизни и здоровью граждан, запугивания, вторжения в жилище, распространения порочащих их сведений. Коллекторы незаконно используют персональные данные должников, направляя письма с угрозами распространить информацию о долгах и выложить ее в интернете.

Часто коллекторские фирмы добавляют к своим названиям наименования органов государственной власти. Используют, например, такие термины, как «частный судебный пристав», «альтернативный судебный пристав», что, по мнению прокуроров, вводит граждан в заблуждение относительно их статуса.

Зачастую коллекторы работают в связке с кредитными организациями, которые заведомо идут на ущемление прав потребителей при выдаче кредитов. То есть уже после оформления кредита человек узнает, что выплачивать ему придется гораздо больше, чем оговаривалось на словах. Та же ситуация, когда банки в одностороннем порядке изменяли тарифы и процентные ставки по кредиту. Заемщиков об этом, конечно, не информировали. Впоследствии банки в нарушение закона продавали кредитные портфели коллекторам.

И в прокуратуре, и в Роспотребнадзоре действия кредитных учреждений по продаже кредитных портфелей коллекторским агентствам считают незаконными, так как это противоречит взаимосвязанным положениям Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которые прямо запрещают банковским организациям передачу сведений, касающихся непосредственно самого заемщика, лицам, не указанным в законе. Да и самого закона о коллекторской деятельности в России до сих пор нет.

Тем не менее рынок коллекторских услуг процветает. В 2012 году он вырос до 160 миллиардов рублей, по сравнению с 2011 годом увеличившись почти на 10 процентов. В структуре переданных в работу долгов банковского сектора больше всего просрочек по кредитам на потребительские товары (более 75 процентов), в том числе по кредитным картам и кредитам наличными, меньшую долю занимают автокредиты (8-10 процентов) и ипотека (3-5 процентов). Такая расстановка сил вполне объяснима: потребительский кредит – один из наиболее популярных банковских продуктов, спрос на который постоянно растет, поэтому растет и накопление задолженности.

Дмитрий Минаев