На развеселых лубочных картинках известного ульяновского краеведа Ивана Сивопляса оживает история Симбирска-Ульяновска XIX-XX веков.

Отчасти смешная, отчасти трагическая и – как это часто бывает – перекликающаяся с историей наших дней.

Иван Сивопляс рисует давно и несколько лет назад даже издал книгу «История в картинках». «Картинки» на исторические темы появились не случайно: в 1997 году Иван написал первую газетную заметку, и сразу же встал вопрос об иллюстрации. Так краевед стал рисовать не только ради удовольствия, как это было раньше, но и для дела. Тон печатных «выступлений» Ивана часто ироничный, насмешливый, таковы и его «картинки».

– Александр Николаевич Зубов любил повторять, что в историю можно войти и в историю можно вляпаться, – говорит Сивопляс. – В истории есть много моментов, которые спустя годы кажутся забавными, и осмыслить их иронично мне проще именно в жанре лубка. Тем более что рисованию я никогда не учился. Образцами для меня стали работы многих художников-примитивистов, включая нашего Николая Козырина. А еще раньше, когда я жил в Закавказье, – грузинский художник Нико Пиросмани.

Историк Сивопляс по роду профессии связан с документами. Несколько лет работал в Ульяновском областном архиве, затем – в музее-заповеднике «Родина Ленина». Симбирск-Ульяновск XIX – начала ХХ веков – объект его изучения, знанию историй, происходивших сто – сто пятьдесят лет назад, позавидует любой коренной ульяновец. «Но, продолжая традицию ульяновских краеведов, я неместный», – замечает Иван, родившийся в Москве в семье военного.

– Рубеж XIX-XX веков время, наиболее полно отразившееся в документах, – говорит он. – Источником информации, разных историй становятся и книги. Одна из любимых – «Моя жизнь», написанная Иваном Яковлевичем Яковлевым совместно с Александром Владимировичем Жиркевичем. Яковлев «графически» создавал точные, законченные образы современников. Другая замеча-тельная книга – «Симбирск за 250 лет существования» Павла Любимовича Мартынова, который в некоторой степени был создателем городских мифов. Например, он записал историю о вдове Маришке, утопившейся из любви к Ивану Кудрявому. На самом деле Маришка топилась в Волге, но он написал, что в Маришкином пруду. А утопиться там было невозможно – легче, как говорится, в тарелке. Мартынов поступил как Пушкин, который для своей «Истории пугачевского бунта» из нескольких вариантов событий выбирал не самый исторически верный, а самый исторически красивый.

На лубках Ивана Сивопляса – сплошь исторические лица. Например, симбирские губернаторы Михаил Николаевич Теренин и Иван Осипович Велио. Или сын героя Отечественной войны Петра Ивановича Юрлова Владимир. Он учредил в Симбирске отделение Российского общества покровительства животных.

Первое его деяние на этом поприще произошло в 1867 году, когда он увидел на улице двух солдат, которые гонялись с ножом за поросенком.

Юрлов пошел к полицейским и заявил об этом, но те лишь повертели пальцем у виска.

Тогда он доложил о солдатах губернатору, тот пообещал разобраться, но забыл. А на рисунке «Симбирск автомобильный» узнается симбирский голова Леонид Иванович Афанасьев.

– Действительно, некоторые люди видят портретное сходство с героями моих картинок. Я такой цели не ставлю, но иногда сходство пробивается, как в случае с Самсонихой, Евдокией Самсоновой. Я много слышал об этой женщине-легенде, которая возглавляла ассенизационный обоз и отвечала за уборку города. Она практически наша современница, родилась в 1896 году, умерла в 1989-м.

Когда я рисовал ее, даже не знал, как она выглядела. А несколько лет спустя увидел портрет женщины – передовика производства, и мне показалось, что я ее где-то видел.

Оказалось – Самсониха. Мой друг – краевед Антон Шабалкин – показал мне ее фото, где она в валенках, как у меня на рисунке.

– А ваш «портрет» Кочеткова – это знак солидарности с позицией Антона Шабалкина, выступившего недавно с публикацией «Кочетковщина»?

– Антон вдохновил и сподвиг меня на эту картиночку.

Он давно, очень серьезно, монументально занимается темой Василия Кочеткова. С одной стороны, как и пишет Антон, этот человек действительно существовал, хотя ему прибавили, как минимум, 15 лет. С другой стороны, как он мог совершать все эти подвиги, будучи калекой? Так что я объединил в рисунке двоих наших героев – Кочеткова и колобка, которым он готовится «угостить» врагов, выстрелив им из пушки. Такая вот ассоциация со стихотворением Лермонтова.

Некоторые рисунки Сивопляса кажутся откликом на современные события – например, «Грипп в Симбирске».

– В 1889 году в России была первая пандемия гриппа, и все о нем заговорили.

Некоторые от незнания называли болезнь «гриб». Например, в селе Коноплянка Карсунского уезда от гриппа умерло восемь человек, и священник записал, что новая невиданная болезнь поразила деревню. А то, что от скарлатины 30-40 детей умерло, никого не удивляло, к этому все привыкли и относились проще. В спортивных репортажах бывают фразы удивительно современные. Например, в 1915 году в Симбирске были сыграны два междугородних матча, и наши продули их «всухую», пропустив 23 мяча. Журналист написал, что наши игроки играли мастерски, но собраться так и не смогли. У нас в Ульяновске постоянно говорят о больших возможностях и потенциале, но почему-то он так и остается нереализованным. В 1926 году в Ульяновске пустили первый городской автобус. Тогда ходил анекдот, который актуально звучит и в наши дни: «Что, Петр Иваныч, домой на автобусе поедем? – Нет, Михал Сергеич, пешком: я есть хочу, домой спешу!». История повторяется…

Анна Школьная