В свете недавно принятого «закона Димы Яковлева», сейчас все официальные лица, чиновники и штатные правозащитники наперегонки бросились любить сирот. И мы то и дело слышим: вот доблестный уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, оградил воспитанников детских домов от злых воспитателей, включающих им боевики и телесериалы, вот звучат заявления, что мы обязательно, всем обездоленным детям, найдем семьи, готовые их принять. В Ульяновской области решили пойти дальше и обеспечить сирот жильем. Однако при ближайшем рассмотрении это благое, казалось бы, начинание, оборачивается фикцией…
16 января Министерство экономики Ульяновской области разместило в Интернете сразу несколько заказов на приобретение квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Что ж, дело это очень важное и нужное. Но при беглом анализе конкурсной документации мы увидим, что на покупку одной квартиры правительство предполагает потратить 876 тысяч рублей, но при этом она должна быть: а) в городе Ульяновске, 6) полностью отремонтирована, в) в ней должны быть установлены: сантехника, счетчики и так далее. И самое главное, площадь квартиры (постройки не ранее 2012 года, кстати) должна составлять не менее 33 кв. метров.
Возникает вполне резонный и полный недоумения вопрос: что это за мир, в котором живут наши чиновники? Или они, пардон, с Луны свалились? Ведь даже несведущему человеку сайты агентств недвижимости или застройщиков, дадут однозначный ответ, что цена на однокомнатную квартиру в Ульяновске стартует от 1,2 млн. рублей, да и то, это либо старый фонд, либо строительные варианты, либо долевое строительство.
Может быть, чиновники надеются, что найдется некий социально-ориентированный строитель, готовый обрушить цены на недвижимость в Ульяновске, или рассчитывают на то, что проникнувшись чувством сострадания к сиротам, которых государство спасло от продажи американцам, горожане станут продавать им свои квартиры в полтора раза дешевле? Странные они люди, эти чиновники, вам не кажется?
А может все это делается только для галочки, чтобы тем же сиротам объяснять «Вы, мол, поживите пока на улице, никто нам жилье для вас не продает»?
В свете недавно принятого «закона Димы Яковлева» сейчас все официальные лица, чиновники и штатные правозащитники наперегонки бросились любить сирот. Однако сильно это все на кампанейщину смахивает – полюбят немножко, да и забудут, как забывают фронтовиков каждый год после 9 Мая…
Попробуем проанализировать заботу государства на конкретном примере обеспечения жильем детей-сирот в нашей родной Ульяновской области.
Итак, в 2012 был принят федеральный закон, расширяющий категорию детей-сирот, имеющих право на обеспечение жильем. Не вдаваясь в долгие рассуждения по всем категориям, которые имеют право получить жилье, отметим, что право на получение жилья, получают практически все сироты, за исключением тех, у которых есть обустроенное, свободное жилье площадью от 18 квадратных метров. Таких, детей не больше 10 процентов от общего числа сирот. Более того, этот закон распространяет свое действие вообще на всех сирот, которые не были обеспечены жильем, вне зависимости от возраста.
Что тут скажешь? Отличный закон, по которому наши сироты больше не будут жить на улице или с родителями алкоголиками, то есть справедливость восторжествовала, все довольны.
Только закон мало принять, его нужно ещё реализовать. А вот тут-то мы и видим удивительные вещи.
В бюджете Ульяновской области на обеспечение жильем детей-сирот заложено 191 млн. рублей, ещё 100 миллионов даст федеральный бюджет. Деньги вроде неплохие- 291 миллион рублей для Ульяновской области большие деньги. В пересчете на квартиры получается 332 квартиры.
Теперь осталось посчитать количество нуждающихся. В Ульяновской области доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по данным официальной статистики на 1 декабря 2012 года составляет 6210 человек или 3,2 процента от общей численности детского населения. 4979 из них живут в семьях:
– под опекой – 1901;
– в приемных семьях – 1732;
– в семьях усыновителей -1346.
В детских учреждениях находится 1231 ребенок:
– в детских домах и школах-интернатах – 780 человек;
– в Домах ребенка – 76 человек;
– в учреждениях системы социальной защиты населения и приютах – 181 человек;
– получают начальное и среднее профессиональное образование – 184 человека.
Из них ежегодно, возраста 18 лет достигают порядка 600 человек, из которых 90 процентов будут иметь право на получение жилья, а это 540 человек. Но ведь это только в нынешнем, 2013 году 540, а ведь есть ещё и те, кто достиг совершеннолетия раньше. Они жилья не получили и теперь тоже будут иметь право его получить. А это уже не 540 человек, а тысяч пять с гаком только за последние 10 лет, а, возможно, и много больше. Но для удобства давайте возьмем пять тысяч. По минимуму. Так сказать, за основу.
Итак, допустим, что чудо все же случится, и квартиры наши чиновники для сирот купят. 332 человека получат жилье, а 4668 встанут в очередь. Причем, последний в этой очереди будет обречен ждать своих квадратных метров почти 15 лет. Через год очередь удвоится, и ее хвост отодвинется от заветного жилья уже на 29 лет, а дальше и считать не хочется. Ясно, что нынешний 10-летний воспитанник детского дома свои метры сможет получить только на кладбище. И это, заметьте, при условии, если случится-таки чудо. Но чудес, увы, не бывает…
Конечно, многие скажут, что стоять в очереди на жилье это уже своеобразная национальная традиция, но эти дети особенные. Им идти некуда, их никто не ждет. Точнее их ждет улица, криминал, тюрьма. Пусть не всех, но для многих.
А мы видим решение проблемы на бумаге, но не в действительности.
Впрочем, для Ульяновской области это обычное дело…
Михаил Александров