Животные занимают особое место в жизни человека. Отношение к ним неоднозначно. Одни создают общественные объединения в защиту братьев наших меньших, другие категорически не приемлют соседства с ними, просят оградить себя, своих детей от грязи, вони, антисанитарии, остро ставя вопрос: «А кто людей-то защитит?»
Но кого защищать? Тех самых людей, которые приняли за руководство к действию призыв известного ученого: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё – наша задача?» Их, вторгнувшихся, взявших, уничтоживших, истребивших, приведших к экологической катастрофе? Нет и не может быть покоя никому, если всё живое вокруг страдает, стонет и плачет! Так пусть многоголосый собачий лай, кошачье мяуканье, вой лесных зверей, издаваемые звуки всех живых существ объединятся в едином звуке и, подобно колокольному набату, денно и нощно, ежечасно и ежеминутно напоминают нам всем о том, что люди по отношению к живым существам – негодяи и подлецы! Направили реки вспять, отравили атмосферу, вырубили и выжгли леса, истребили животный и подводный мир, разбазарили полезные ископаемые, изгадили всё. Даже сумели захламить Эльбрус и прочие горные вершины, куда прежде не ступала нога человека. Не завершив свои гнусные дела на Земле, «пытливый» взор свой устремили в космос. Экологический дисбаланс радикально изменил климат, появились неведомые до сего времени новые болезни, усугубились старые. Так сколько же может терпеть природа – этот сложный, живой организм, это дикое насилие над собой? Мы достигли последней черты: заработал закон сева и жатвы. Земля в последнее время словно взбесилась, глобальные катаклизмы следуют одна за другой: наводнения, землетрясения, извержения вулканов. И, как правило, все эти беды сопровождаются массовой гибелью людей… Нам бы жить в любви, милосердии и благодарении Создателя нашего за благоденствие, посланное нам, глубоко осознав, что все мы в этом мире всего-навсего песчинки, бабочки-однодневки. Но человек возвысив себя над Богом, перекроил всё по-своему, перевернув с ног на голову. И вот за всё – расплата!
Во все века животные были рядом с человеком. Взять хотя бы самых близких к нам, собак. В последнее время буквально ни один телерепортаж службы МЧС не обходится без них. Не следует забывать об их участии в Великой Отечественной войне при перевозке боеприпасов, продовольствия, подрыве фашистских танков. Собаки – на охране границ и всевозможных объектов. Они ищут наркотики, задерживают преступников, спасают на воде и в снежных завалах, достают пострадавших из-под обломков рухнувших зданий, летают в космос, водят слепых, пасут стада. Вся медицинская наука своими открытиями обязана этим живым существам, всего не перечислить. Наконец они просто разделяют одиночество и согревают душу. Так справедливо ли оценил человек их многовековое служение и беззаветную преданность?
В Американском конгрессе и Британской палате лордов живут коты и даже, случается, присутствуют на заседаниях. В зарубежных фильмах видим детей в обнимку с огромными собаками в постели и за обеденным столом. Только что по телевизору показывали, как в Америке к больным детям даже в палату специально приводят домашних собак для общения их с живой природой с целью благотворного влияния на психику. А после стихийного бедствия в Луизиане (США) людей спросили: почему они не покинули своих жилищ, на что они ответили: «Как же можно оставить на погибель своих домашних питомцев одних?»
У нас менталитет иной. Только в нашей стране дети и животные несовместимы. С ранних лет детей ограждают от малейшего контакта с ними, постоянно внушая, что животные – это мерзость, грязь, зараза. В других же случаях, потакая капризам ребенка, заводят животных вместо игрушки, потехи ради, а наигравшись, выбрасывают вон, и скитаются они в поисках куска и приюта. Каких только пород собак и кошек не увидишь на улицах города. Это тревожный сигнал того, что люди перестали быть людьми, настали времена, когда не нужны не только животные, но и старики, и дети, и инвалиды. Что может быть страшнее?
Мы росли в тяжелые военные и послевоенные годы, и помнится, в редкой семье не было кошки или собаки. И всем хватало места и еды. У нас не было «адидасовского» снаряжения, а был один мяч на всю округу, в который играли поочередно. И в помине не было никаких группировок и коллективного мордобоя со смертельными исходами. Мы из тех времен, когда воспитание нравственности было задачей первостепенной важности. Это тогда учили любить природу, животный мир. Это тогда были в школах уголки живой природы, станции юных натуралистов, скворечники на деревьях. Это раньше с детской наивностью могли умиляться только что показавшемуся из-под земли ростку, живому, беспомощному, мягкому комочку, прижав его к сердцу, радоваться пению птиц. Теперь любовь к природе заменили половым воспитанием, а пение птиц – смачной матерщиной на каждом шагу. Сам же человек, в недавнем прошлом друг, товарищ и брат, со временем превратился в двуногого монстра, способного все сокрушать на своем пути, даже готового расстаться с собственной жизнью, лишь бы уничтожить других. Сегодня все мы свидетели того, что мир жесток как никогда, что жизнь человеческая выжженной спички не стоит. В мирное время в мертвой схватке сцепились добро и зло. Совершенствуясь, жестокость приобретает все более изощренные формы. Что ни день, то новости, от которых волосы дыбом. Дети растут жестокими, дерзкими, злобными.
Подобное отношение можно заметить и на уровне нашего законодательства.
Принятый Государственной Думой 01.12.1999 Закон «О защите животных от жестокого обращения», так и не был подписан в свое первое президентство В.В. Путиным.
В 1987 году 21 член Европейского Сообщества подписали в Страсбурге Европейскую конвенцию «О защите прав комнатных животных». Россия в списке этих стран не значится.
31.10.07 на 29 пленарном заседании межпарламентской ассамблеи государств, участников СНГ, был принят модельный закон «Об обращении с животными (пост. № 29-17)». Этот закон до сих пор Россией не ратифицирован.
Но поразительнее всего, что и священнослужители никогда и нигде ни сказали ни слова в защиту животных, хотя кому как не им знать, что «Каждое дыхание хвалит Господа» и «Блажен, кто милует скоты » (Притч. 12.10).
14 февраля 1997 г. в Ульяновске была зарегистрирована общественная организация «Добровольное общество защиты животных», девиз которой: «Защитим от жестокости животных – защитим от жестокости себя». Цель создания организации – активное противостояние разгулу жестокости, охватившему общество и всю нашу жизнь. Неустанная пропаганда добродетели позволяет рассматривать деятельность организации как профилактику определенного вида преступлений. Однако нашим добрым делам противостоит дикая вакханалия XXI века – отстрел бездомных, а то и домашних животных, санкционированный местными властями. Периодические, тревожные сигналы возмущенных отстрелами животных граждан в нашу организацию, с единственной просьбой разрядить ситуацию, свидетельствуют о том, что это безумное действо с давних пор лихорадит город, провоцируя кому – нервное потрясение, кому – сердечный приступ, кому – гипертонический криз. Пальба идет вовсю, в том числе в присутствии детей, на территориях школ и детских садиков.
С первых дней своей работы общественная организация неоднократно пыталась привлечь внимание властей к проблеме животных газетными публикациями, выступлениями на местном радио, телевидении, прямыми обращениями. Однако всё безрезультатно. Сколько за эти годы бумаг исписано, порогов обито. Обращение Общественной организации в прокуратуру по поводу нарушения статьи 245 Уголовного кодекса Российской Федерации, связанное с отстрелами животных было перенаправлено в природоохранную прокуратуру, а оттуда вновь по замкнутому кругу. Прокуратуры до сего времени не могут определиться, в чьей компетенции находится разбирательство по этому делу. А на последнее обращение к губернатору получено шесть отписок!
Животные уничтожаются тысячами. Из бюджета на это безумие расходуются огромные средства, однако решать проблему власти упорно не хотят. Не говоря о финансовых затратах. Для цивилизованного решения проблемы они даже законодательно всячески противятся этому. Десять лет город живет без Правил содержания животных. И, как бы не бились зоозащитники, их принятие систематически откладывается без всяких объяснений. Складывается впечатление, будто бы они заинтересованы в том, чтобы бездомные животные были. Разговор по этому поводу с Председателем Законодательного собрания области невозможен, поскольку он недоступен.
Выходит, мы противопоставили себя цивилизованному миру? Может быть, настало время серьёзно задуматься над этим, немедленно остановить кровавое действо, и раз и навсегда пресечь жестокость в любых ее проявлениях? Воцарятся ли, наконец, когда-нибудь на нашей многострадальной земле покой, добро и милосердие. Или на это уже нет никакой надежды?
С Уважением, Ипполитова Жанна Александровна -Председатель общественной организации «Добровольное Общество Защиты животных» города Ульяновска.