Есть такое народное выражение: «Как бес водит». Это когда человек, к примеру, заблудился в лесу. Сначала шел уверенно, думая, что уж он-то дорогу знает. Потом по пути встретилась развилка, и он свернул, потом – другая, третья, и человек, наконец, понимает, что сбился. Начинает сворачивать наугад, но чаща только непроходимей, и он мечется: да как же так, ведь не раз тут шел и не плутал, а это как бес водит.
Так и с пресловутыми нормативами на услуги ОДН.
Когда появились первые счета за эти псевдоуслуги, люди ахнули. Увидев возмущение населения, возмутилось и областное руководство суммами, абсурдностью счетов. Отчитало профильных министров за то, что втянули народ в эту авантюру, хотя к переходу на новые правила предоставления коммунальных услуг регион был абсолютно не готов, даже площадь подъездов была неизвестна (и неизвестна, думаю, до сих пор). Отчитав, сообщило о планах приостановить действие этих Правил. Президент Владимир Путин пообещал разобраться с ульяновскими тарифами в целом. Собственники квартир, видя воочию, что никакие услуги в подъездах не оказываются, написали заявления в свои управляющие компании с просьбой исключить эти суммы из их квитанций. И прокуратура в суде процесс выиграла.
Управленцы, и сами понимая, что счета бредовые, поначалу притормозили, и до нового года в платежках во многих домах ОДН не появлялись. Но на переходе из 2012го в 2013-й что-то произошло, ктото дал отмашку: «Брать», и все закрутилось с новой силой. ОДН появились и там, где их не было, и там, где жители писали в УК и ТСЖ заявления. И суммы вновь от фонаря. И в платежках они по-прежнему стоят, а чиновники сейчас думают, как бы так изловчиться, чтобы эти день-ги с людей все равно взять (см.
стр.4). Люди ничего не могут понять: обещали приостановить, разобраться. Как же теперь быть – платить или не платить за эти ОДН?
Налицо самый настоящий моральный террор. Психические атаки.
В квитанциях стоят суммы за то, чего нет. Не платить – в следующий месяц долг вырастет. Вам напомнят об этом долге. Потом он снова вырастет, и вам начнут угрожать за неуплату. И так методично из месяца в месяц будут давить на нервную систему. С молодыми этот террор уже вряд ли пройдет – они не платят, а все угрозы, не читая, выбрасывают в мусорное ведро. Но старшее поколение приучено к порядку еще в советское время, и для него это стресс.
Отдельный вопрос и жгучая загадка: кто дал отмашку? Это должны быть или человек, или структура с очень мощным влиянием, достаточным, чтобы переломить ульяновцам хребет. Возможно, та самая самарская группа, которую подозревают в контроле над сферой ЖКХ области, то есть над нашими и бюджетными деньгами. А в целом прав, видимо, Владимир Путин, сказавший на той пресс-конференции, что проблема в Ульяновске, скорее всего, в некомпетентности чиновников и их аффилированности с коммунальным бизнесом, иначе говоря, продажности и коррумпированности.
Так что же людям делать? Ясно, что эту бандитскую систему пока не одолеть, и вариантов действий может быть несколько. Первый: просто не платить, как поступает молодежь, и как она же, не читая, выбрасывать напоминания о долгах в мусорное ведро, а на строчку о задолженности в платежках не обращать внимания. В качестве санкции за неуплату им останется оказание услуги приостановить или прекратить, но поскольку в подъездах ничего нет, они ни приостановить, ни прекратить ничего не смогут, и вот тут-то, кстати, выяснится вся эфемерность этих ОДН. Второй: в крайнем случае подать в суд иск о признании действий ваших УК или ТСЖ по начислению платы за услуги ОДН незаконными и возврате вам того, что вы уже заплатили. Образец искового заявления мы постараемся позже разработать и опубликовать. При подаче иска нужно будет оплатить госпошлину в сумме 200 рублей. Третий: не платить и ждать, когда УК подаст в суд сама – на взыскание долга, и тогда аргументы из искового заявления (ссылки на статьи Правил предоставления коммунальных услуг) вы приведете в письменном отзыве на их иск, который направите в суд.
Конечно, гарантии, что суд примет решение в пользу жильцов, нет, но аргументы у них, на мой взгляд, бесспорные, и велика вероятность, что суд встанет-таки на их сторону.
Василий Мельник