С начала нынешнего года индивидуальные предприниматели, располагающие торговыми павильонами по продаже продуктов, в том числе пива, подвергаются беспрецедентному давлению со стороны властей и правоохранительных органов. Представителей малого бизнеса, о необходимости развития которого так много говорит руководство страны, вынуждают просто-напросто прекратить свою деятельность, уволив всех работников. Так чиновники, по их собственному заверению, борются с алкоголизацией населения. Только борьба эта получается какая-то избирательная – запрещается торговать пивом в киосках, однако владельцам торговых сетей дается полная свобода и даже оказывается бюджетная поддержка.
1 января 2013 года, как известно, вступила в силу наиболее жесткая часть поправок в Федеральный закон №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», предусматривающая полный запрет на продажу любого алкоголя, включая пиво, в объектах торговли нестационарных форматов. Дождавшись нового года, чиновники, контролирующие и правоохранительные органы дружно пошли в киоски с «контрольными закупками» и проверками. Как выяснилось, не потрудившись даже прочитать закон. В документе же четко указано, что запреты распространяются только на нестационарные торговые объекты. В Федеральном законе №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» дано определение стационарному торговому объекту – «это торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения». Зная о грядущих изменениях в законодательстве, часть ульяновских предпринимателей смогла реконструировать и переоформить свои павильоны – у многих имеются на руках экспертные заключения о соответствии строений статусу стационарного объекта, выданные специализированными аккредитованными организациями. Но, к сожалению, часто контролирующие и правоохранительные органы, получившие право составлять протоколы, не обращают на документы никакого внимания. В результате дело доходит до суда, где в подавляющем большинстве случаев выигрывают предприниматели. Но, похоже, и это не останавливает проверяющих. Почему? Дело в стремлении определенных структур улучшить свои показатели? Очередное проявление кампанейщины, когда наказываются невиновные и поощряются непричастные? Или просто в некомпетентности отдельных должностных лиц?
Очевидно, что если запретить продажу пива в киосках, уровень потребления его не уменьшится. Взамен вырастет объем продажи алкоголя в крупных сетевых магазинах, где, помимо легких спиртных напитков, идет активная продажа крепкого алкоголя. Просчитывал ли кто-нибудь, к примеру, сколько покупателей, изначально желая выпить пива, проходя мимо витрин с водкой, остановят свой выбор на более серьезном напитке? Более того, создавая препятствия для приобретения качественных слабоалкогольных напитков, власти лишь усугубляют ситуацию, провоцируя население на потребление суррогатного спиртного. То, что нелегального алкоголя становится все больше, подтверждает статистика МВД. Если в 2010 году в регионе полицией было изъято 149 тысяч литров опасного пойла, в 2011 году – 373 тысячи литров, то за 11 месяцев 2012 года – уже 447 тысяч литров. По данным Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, в 2012 году только официально было зафиксировано 850 случаев отравления суррогатом, 275 из них – со смертельным исходом. Неужели власти хотят, чтобы эти цифры росли и дальше?
Конечно, с чрезмерным потреблением алкоголя нужно бороться. Но одними запретами проблема не решается, а лишь загоняется вглубь. Предприниматели уверены, что во многом пьянство продиктовано низким уровнем жизни людей. Поэтому власти лучше было бы направить все свои усилия на повышение благосостояния народа. А этого, в свою очередь, невозможно добиться без развития малого и среднего бизнеса.
Пока же чиновники и действующие по их указанию правоохранители придерживаются совсем другой политики. По данным администрации Ульяновска, с начала года из-за введения запрета на продажу пива вынуждены были прекратить свою деятельность 38 индивидуальных предпринимателей. Сами предприниматели заявляют, что таких гораздо больше. По их словам, время для атаки на киоски сознательно было выбрано удачное – зимой значительно сокращаются объемы реализуемой продукции и одновременно возрастают затраты на электроэнергию. Если правоохранительные и контролирующие органы рассчитывают на то, что ослабшие и напуганные владельцы павильонов поспешат сами свернуть свою деятельность, то это -ошибка, считают коммерсанты. Ведь без работы остаются десятки и сотни людей, в основном предпенсионного возраста, найти новое рабочее место для которых сегодня крайне трудно. Там, где сегодня стоит киоск соблюдаются элементарный порядок и безопасность: в темное время о ток горит свет, убирается прилегающая территория. Опустевшие павильоны, как правило, становятся пристанищем для различных маргинальных лиц и объектами нападения вандалов. Словом, обостряется криминогенная обстановка.
В большинстве своем в населенных пунктах киоски мелкорозничной сети закрываются. Однако бойкая торговля спиртным, и тем же пивом, продолжается в торговых сетях. С точки зрения антимонопольного законодательства нынешние действия властей являются дискриминационными по отношению к индивидуальным предпринимателям, инструментом «выдавливания» малого бизнеса из рыночного сегмента торговли пивом под прикрытием лозунга «Пьянству – бой!», считают индивидуальные предприниматели.
Алексей КОВАЛЕВ.

P.S. Мы намерены и дальше следить за развитием событий вокруг малого бизнеса в Ульяновске.