В первый понедельник февраля «Росавиация» нанесла не то чтобы сокрушительный, но довольно чувствительный удар по авиационной столице России.
Конечно, удар был не бомбовый и даже не массированно-артиллерийский. Мы бы назвали его «точечным». Правда, эквивалент тротила в этой «точечное™», подсчетам поддается с трудом. Настолько он велик.
Четвертого февраля приостановлено действие летного сертификата компании «Ред Уингс». Единственной в мире авиакомпании, которая делает ставку на семейство Ту-204. И, если что, победителя национальной авиационной премии «Крылья России» в номинации «Авиакомпания года – Чартерный пассажирский перевозчик» в 2010 году.
Согласно логике, такое решение «Росавиации» выглядит если не стопроцентно верным, то как минимум допустимым. Катастрофа Ту-204 29 декабря во Внуково была? Была. Последующая внеплановая инспекторская проверка Ространснадзором авиакомпании? Была. Два десятка замечаний компании предъявлены? Предъявлены. Выводы сделаны? Сделаны. Да, они беспрецедентны, но, как говорится, имеют место быть. Ну и что? Что до этого? За всю историю российских авиаперевозок эксплуатанты лишались лицензий исключительно по двум причинам. Либо по финансовым, либо по собственному желанию. (Да и то эти причины, как правило, совпадали). Все когда-то случается впервые.
Версий случившегося две. Конспирологическая и глубоко конспирологическая.
Согласно первой, авиационные (возможно, и не только авиационные) чиновники решили щелкнуть по носу владельца компании Александра Лебедева, 89-го номера в списке российского «ФОРБС». Приструнить такого человека всегда приятно, тем более, когда он давно и безуспешно «бодается» с некоторыми авиационными структурами по поводу стартового заказа на Ту-204-СМ, пытаясь использовать иногда немного авантюрные методы.
Согласно второй, все задуманное (надеемся, внуковская катастрофа частью плана не является) изначально направлено на срыв серийного производства Ту-204-СМ с целью направления всех финансов, выделяемых бюджетом РФ по госпрограмме «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» в проект Sukhoi Superjet 100.
Как бы там ни было (хотя Лебедев в понедельник же заявил, что полеты «Ред Уингс» скоро возобновит, так как неустра-ненными остались всего шесть замечаний Ространснадзора), удар по «Авиастару» нанесен мощный. Дело в том, что по различным данным, на авиазаводе, что называется, «в заделе» находятся от десяти до тринадцати самолетов семейства Ту-204. Одно дело довести до ума хотя бы их, вернув вложенное и даже слегка заработав. Другое – оставить все, как есть, получив очередной десяток вечных памятников (утилизация также стоит денег, которых нет).
Получается, что из трех «несущих» проектов ульяновского авиагиганта в «живых» осталось чуть более одного. Ил-76МД-90А и слабенькая надежда на возобновление производства «Руслана». В последнее, принимая во внимание громадную заинтересованность «Волга-Днепр», верить, пусть осторожно, но еще можно.
Чем будем развивать область? Угасающим пивзаводом «Эфес»? Историческими персонами регионального уровня, вроде Пластова, каковых в любом субъекте десяток? Хоккеем с мячом?
Феликс ИЛИН