Региональные власти хотят разрешить без ограничений продавать крепкий алкоголь «специализированным магазинам», то есть стремительно развивающейся сети так называемых алкомаркетов. Учитывая общее стремление областных руководителей бороться с алкоголизацией населения, следует заметить, что предоставление преференций в торговле спиртным отдельному участнику рынка выглядит, по меньшей мере, странно.

Многих жителей Ульяновска удивляет, а кого-то и настораживает, появление одного за другим на улицах города специализированных магазинов по продаже алкогольных напитков так называемых алкомаркетов. Первые торговые точки появились чуть больше года назад, но за столь короткий период их число увеличилось до 27. К слову, столь разветвленной сетью магазинов сегодня не может похвастаться ни одна местная торговая сеть, реализующая продукты питания. Неужели среди ульяновцев больше востребованы водка и пиво, чем хлеб и молоко?

То, что областные чиновники заинтересованы в развитии магазинов по продаже спиртного, подтверждается их стремлением снять для алкомаркетов ограничения по продаже алкогольных напитков, действующие для всех остальных торговых точек. Недавно облправительством был подготовлен проект закона о внесении изменений в принятый ранее Закон Ульяновской области «О внесении изменения в статью 2 Закона Ульяновской области «О регулировании некоторых вопросов, связанных с осуществлением розничной продажи алкогольной продукции на территории Ульяновской области».

Согласно вносимым изменениям, ограничения времени и условий, действующие в отношении розничной продажи алкогольной продукции в субботу и воскресенье, не будут распространяться на работу «специализированных магазинов», реализующих алкогольную продукцию.

Законопроект был направлен на рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области, которое дало отрицательное заключение.

– Изменения противоречат антимонопольному законодательству РФ. Разрешение реализации алкогольной продукции в выходные дни только специализированным магазинам может повлечь необоснованное предоставление отдельным хозяйствующим субъектам льгот, дающих им преимущество перед другими субъектами, работающими на рынке розничной продажи алкогольной продукции, – рассказали в УФАС.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, целью изменений порядка реализации спиртных напитков «является постепенное введение на территории области практики приобретения алкогольной продукции в специализированных магазинах», что, по мнению разработ-чиков проекта, «должно положительным образом сказаться на снижении алкоголизации населения, поскольку исключит возможность спонтанного приобретения алкогольной продукции при покупке иных продуктов. Подобная система специализированных магазинов должна позволить более эффективно бороться с продажей алкогольной продукции несовершеннолетним, а также с продажей контрафактного алкоголя».

Такая аргументация выглядит, мягко говоря, несостоятельной. О каком ограничении продажи алкоголя может идти речь, если «маркеты» с огромным выбором спиртного превращаются в магазины шаговой доступности, когда людям ближе дойти за бутылкой, чем за хлебом? Разработчики поправок ссылаются на опыт зарубежных стран, где специализированные магазины по продаже крепкого алкоголя существуют давно.

Однако там они, как правило, располагаются в неприметных зданиях на окраинах населенных пунктов, куда не добраться на общественном транспорте. Ульяновские алкомаркеты размещены на первых линиях всех основных городских улиц и при этом ярко оформлены, что, очевидно, призвано привлечь как можно больше покупателей. Что фасады таких маркетов оформляются с нарушением правил, не раз указывало то же УФАС. В частности, в прошлом году в Засвияжском районе в нарушение норм закона реклама магазина алкогольной продукции была размещена на рекламной конструкции, прикрепленной к жилому дому, и не содержала предупредительной надписи о вреде чрезмерного потребления алкоголя. За это на владельцев торговой точки был наложен штраф в размере 100 тысяч рублей.

И все же главные вопросы по алкомаркетам связаны с другим. Очевидно, что столь стремительное разрастание за короткий период отдельно взятой торговой сети в условиях, когда другие ритейлеры и представители малого бизнеса постоянно жалуются на административные барьеры и произвол чиновников, невозможно без поддержки «сверху». Тому, что бизнес по продаже алкоголя в специальных магазинах поставлен на широкую ногу, находится подтверждение на сайте торговой компании, где говорится: «Сеть алкомаркетов предлагает выгодные условия сотрудничества на территории Ульяновской области как для поставщиков, так и в плане предоставления лицензии на торговлю алкогольной продукцией». Раньше я считал, что предоставление лицензий на право торговли алкоголем является полномочиями регионального министерства сельского хозяйства. Наконец, известные подозрения вызывает и последняя инициатива региональных властей по предоставлению преференций в деле продажи спиртного алкомаркетам. Не для того ли до этого в регионе, опережая всю страну, вводились всевозможные ограничения по продаже алкоголя, чтобы теперь отменить эти запреты для тех, кому надо?..

По информации одного из участников алкогольного рынка региона, сеть алкомаркетов принадлежит супруге высокопоставленного чиновника областного правительства.

Вадим Пилюков