Содержать в России автомобиль, оказывается, гораздо дороже, чем, например, в Великобритании и США. Такой вывод был сделан по результатам исследования, проведенного компанией PricewaterhouseCoopers (PwC). Рост цен на бензин и техобслуживание, увеличение транспортного налога, отсутствие парковок заставляют россиян отказываться от личных авто. Как результат – в конце прошлого года впервые со времен кризиса было зафиксировано снижение спроса на новые автомобили.
В России в последние годы наблюдается настоящий автобум, отмечают международные эксперты. По итогам прошлого года наша страна стала вторым по объему автомобильным рынком в Европе, пропустив вперед лишь Германию. Однако, учитывая все возрастающую финансовую нагрузку на автомобилистов, Россия вряд ли сможет стать №1, делают выводы в PwC. Уже сейчас цена владения авто в России значительно выше, чем даже в таких экономически развитых странах, как Великобритания и США. Такая ситуация, считают специалисты компании, складывается из целого ряда факторов. Это и высокие ставки по автокредитам, и рост стоимости ОСАГО, цен на топливо. Введение обязательного утилизационного сбора добавило несколько процентов к цене автомобиля, что автоматически подняло расценки и на техобслуживание. Кроме того, в стране растет число платных трасс, повышаются штрафы, а дефицит парковочных мест в городах уже давно держит высокие расценки на их аренду.
Все эти проблемы, естественно, не способствуют желанию приобрести машину. Поэтому неудивительно, что в структуре российского автопарка большую долю занимают старые машины, возрастом от десяти лет и более, для которых характерны высокий расход топлива и большой объем вредных выбросов в атмосферу. Эти данные подтверждают и отчеты Росстата о динамике продаж в стране новых автомобилей. Так вот, если в сентябре прошлого года российский авторынок увеличился на десять процентов, в октябре – на пять, то в ноябре показал нулевую динамику. У автодилеров отмечается затоваривание складов новыми автомобилями.
Оценить точную стоимость владения «усредненным» автомобилем довольно непросто. Обычно такие оценки для себя делают отдельные компании, но для конкретных марок или моделей машин. Вместе с тем в конце прошлого года Общественная палата огласила результаты собственного исследования, которые показали, что в среднем по России стоимость владения автомобилем составляет 3908 рублей в месяц.
Насколько такой подсчет справедлив, автор этих строк решил сравнить с личным опытом владения автомобилем KIA Ceed – бюджетным легковым автомобилем стоимостью 550 тысяч рублей.
Самой затратной статьей, конечно, является бензин. За рулем я провожу не очень много времени, тем не менее в бензобак ежемесячно приходится заливать топлива примерно на четыре тысячи рублей. В год это 48 тысяч. Новую машину принято страховать – КАСКО обходится в 36 тысяч рублей в год, еще три тысячи нужно выложить на другую страховку – ОСАГО. В среднем в семь тысяч рублей обходится ежегодный техосмотр у дилера. Еще 3400 рублей требует ФНС в виде транспортного налога. На ночь машину нужно где-то ставить. Платная стоянка с тарифом 40 рублей за сутки в год обойдется в 14400 рублей. Наконец, каким бы аккуратным ни был водитель, бдительных сотрудников ГИБДД или автоматических камер избежать практически невозможно, поэтому еще тысячу рублей в месяц откладываем на штрафы. В сумме все эти расходы выливаются в 123800 рублей, 10316 рублей в месяц, или 343 рубля ежедневно. Конечно, расчет приблизительный, потому что при наличии авто можно как сэкономить на чем-то, так и, наоборот, понести дополнительные потери, например, в случае поломки. Конечно, можно обойтись без добровольного страхования и ТО, тогда владение авто обойдется в 6733 рубля в месяц. Но тогда в случае серьезной поломки или, не дай Бог, аварии или угона водитель остается один на один со своими бедами.
Что огорчает, нет никакой надежды на то, что в дальнейшем власти как-то облегчат жизнь российским автовладельцам. Напротив, вовсю ходят разговоры о грядущем подорожании бензина, пересмотре страховых тарифов по ОСАГО, увеличении штрафов, введении экологического сбора и прочее. Такое отношение к автолюбителям со стороны чиновников выглядит, по крайней мере, неразумным. Неужели «наверху» не понимаю, что, облагая водителей все новыми и новыми поборами, они опосредованно влияют и на всех остальных людей, ведь, как известно, все автоиздержки в любом случае закладываются в цену товара и стоимость услуг.
Вадим Пилюков