Как показывают сравнения нашей области с другими регионами, корень бед ульяновцев – в предательстве местного руководства, позволяющего монополиям бессовестно грабить население. Предательство начинается уже с кадровой политики, когда ответственные за ценообразование и тарифы люди назначаются по указке олигархата.
В журнале «Итоги», вышедшем в конце января, в очередной раз поднимается проблема стоимости отопления в российских городах. Среди прочего приводится мнение эксперта по вопросам ЖКХ, заявившего, что «отопление сегодня производится за счет побочного тепла, выделенного при производстве электроэнергии».
«То есть, – комментируют «Итоги», – горячая вода в батареях – это излишек производства и, потребляя его, горожане по сути помогают энергетикам от него избавиться. Но при этом энергетики все равно берут плату за услугу, и немалую. Так, за обогрев «двушки» в 65 «квадратов» по тарифам МОЭК (Московская объединенная энергетическая компания) москвич сегодня платит в среднем 1150 рублей в месяц. Причем круглый год: это объясняется тем, что сумма просто распределяется на все 12 месяцев, чтобы не заставлять горожан платить слишком много зимой».
Почувствуйте, что называется, разницу. Я за свою «двушку» в прошлом году платил по круглогодичной схеме без копеек тысячу в месяц, но площадь моей «двушки» – 45 квадратных метров, то есть мне отопление обходилось на 25 процентов дороже, чем москвичу. При посезонной схеме он платил бы за свои 65 квадратов 1970 рублей в месяц, с меня за мои 45 метров пытаются сейчас взять почти 2500 рублей. Это же дурдом! Средняя зарплата в Москве, наверное, уже тысяч 70 в месяц, в Ульяновске реальная – около 10 тысяч…
Но происходит все это не само собой. Определенные люди устанавливают нормативы, другие конкретные люди утверждают тарифы. В этих конкретных персонах и в тех, кто назначает их на должности, и все дело. С конца 90-х во главе областного ведомства по регулированию цен и тарифов стояли и продолжают стоять люди или пришедшие из энергомонополии, или перешедшие в нее в благодарность, вероятно, за службу, после ухода из власти. Ведомство по ценам в разное время называлось по-разному: Региональная энергетическая комиссия (РЭК), Комитет по регулированию цен и тарифов, Департамент, как сегодня. Не буду указывать имена бывших главных по тарифам и ценам – в свое время «СК» о них немало писал, не скрывая своих подозрений в их коррупционной связи с оккупировавшей регион энергоструктурой.
Юрий Горячев в бытность губернатором пытался предательство пресекать и жестко конфликтовал с РАО «ЕЭС», Чубайсом, Аветисяном. Но преемники Горячева население сдали с потрохами. Владимир Шаманов, наряду с москвичами, наводнил обладминистрацию и самарцами, налетевшими на Ульяновск будто голодные волки, а Аветисян ездил сюда просто уже как домой. После Шаманова стало еще хлеще – к аветисяновцам добавилась группа «СОК», с которой энергетики вроде бы соперничали. Полтора года назад их интересы сошлись в одной фигуре – Дмитрия Сычева, которого они и делегировали к нам устанавливать для нас тарифы. Сычев подмял, похоже, и Пинкова с Асмусом, и Гигирева, и последовал тот бедлам с новыми нормативами, ОДН и отоплением, который население сейчас расхлебывает.
Это уже не просто аффилированность чиновничества с коммунальным бизнесом, как охарактеризовал ульяновскую ситуацию президент Владимир Путин, это хуже, когда ульяновская власть буквально лежит под коммерсантами, получая, возможно, и какое-то удовольствие, материальное или моральное, но население при этом страдает и месяцами не может прийти в себя. И неизвестно, сколько еще этот ужас будет продолжаться, то есть когда все они, наконец, насытятся.
Сергей ПОЛЕНОВ