«Нас вышвырнули из Дома учителя, не спросив!» – суть большинства высказываний, принятых редакцией «СК» после статьи «Учителей пустили под горку», опубликованной 5 февраля. «В Доме учителя прошла вся наша жизнь, мы были там хозяевами, а теперь существуем на птичьих правах», говорят люди.
Как рассказали нам наши пожилые читатели, сами педагоги-ветераны, в отличие от преподавателей университета активного долголетия «50+», даже не подозревали, что учителей в очередной раз решили переселить. За помещение в старинном здании на улице Советской они борются со времен Владимира Шаманова, а первые попытки «отобрать» его были еще в 1980-х годах. Вопрос о судьбе творческих объединений бывших педагогов поднимался не раз, но до конца прошлого года Дом учителя удавалось отстоять. Весть о переезде свалилась как снег на голову.
Позвонившие в редакцию говорили со слезами в голосе, до того обидно им отношение властей к людям, воспитавшим не одно поколение ульяновских детей. Дом учителя напротив гостиницы «Советская» стал для них родным задолго до выхода на пенсию: в нем нередко проводились встречи, совещания. Что говорить, в Доме учителя были и концерты, и чаепития. Здесь же и прощались с уходившими из жизни. Откуда еще провожать Учителя, богатого не имуществом и не деньгами, но своими учениками?
Со времени переезда уже прошло два месяца, но члены клубов – а их у учителей более двадцати – до сих пор говорят об этом с болью. Хотя собираются они из разных районов горо-да, одно дело – идти с остановки «Площадь Ленина» по расчищенному тротуару вдоль драмтеатра, другое долгий спуск с улицы Железной дивизии почти до самой Свияги. Член клуба «Содружество» Олег Викторович Кудряшов уверен: в силу возраста и по состоянию здоровья значительное количество педагогов-ветеранов просто не сможет туда ходить. Да и старый заброшенный дом встретил «приживалок» неблагоустроенными помещениями и затхлостью.
– Если уж возникла необходимость выселить нас из удобного, приятного, обжитого помещения, надо было сначала сделать ремонт, – справедливо считает Олег Викторович. – Но нас отправили в запущенное, заброшенное здание и дали денег на туалеты – все равно что поставить ящик с песком для кошечек. У нас любят только говорить о культуре и образовании, объявлять город всякими столицами, но не делать что-то стоящее.
Людмила Петровна Караман много лет преподавала в гимназии № 3, и учителя-ветераны до сих пор остаются желанными гостями этой школы.
Их приглашают на День учителя, на концерт в честь Международного женского дня, на последний звонок и выпускные балы. Школы № 50, в которой она тоже работала, нет уже 38 лет, но учителя поддерживают связь, видеться они могли в Доме учителя, а теперь им встречаться негде.
– Мне сейчас и до бывшего здания Дома учителя трудно ходить, а идти так далеко по улице Ленина я просто не смогу, – говорит Людмила Петровна. – Улица всегда нечищеная, и даже если спустишься по ней, то обратно уже не поднимешься! Особенно тяжело тем, кто ходит с палочками. Поэтому, когда я узнала о переезде, была возмущена, особенно органами просвещения: почему они нас, учителей, совсем не уважают?
Неудивительно, что до половины занятий в декабре и феврале учителя провели в музеях. И в феврале клубы просят музеи и библиотеки «пустить» их на час-другой для встречи или мероприятия. И правда, если была необходимость передать помещения Дома учителя, почему бы не разрешить учителям встречаться, например, в огромном Доме Гончарова, где на третьем этаже появились прекрасные конференц-залы, и большие, и камерные. Напомним, в советское время здесь размещалась знаменитая кашкадамовская школа № 7. Где, как не здесь, место для педагогов? Но в Доме Гончарова теперь власти обсуждают, например, градостроительную политику… Другой вариант – Дом Языковых, который уже облюбовали учителя-краеведы. Им это место подходит больше, чем коммерческим выставкам. Клуб «Содружество» нашел приют в административном здании парка имени Александра Матросова.
Могла бы принять учителей и областная научная библиотека, в которой давно нет того наплыва читателей, как еще лет 30 назад, зато уже есть различные клубы. И еще несколько клубов пожилых интеллигентов библиотеку вряд ли стеснят. Идеальным местом для учителей могло стать красивое старинное здание на пересечении улиц Спасской и Ленина, где в советские годы располагалось культпросветучилище. Понимая, что сейчас оно принадлежит частному лицу, педагоги считают, что их могли бы пустить хотя бы на правах аренды.
Анна Михайлова